Безусловно, можно рассмотреть вариант установки на каждый компьютер пользователя1 GUI-робота, отслеживающего возможность и скорость выполнения бизнес-операций. Но насколько такой подход экономически, технически и функционально оправдан? Гораздо эффективнее, на наш взгляд, принять за аксиому следующий тезис – любой компьютер пользователя, обладающий комплектом из эталонного программного обеспечения, настроек этого ПО и операционной системы, способен подключиться к бизнес-системе и запустить требуемые бизнес-операции. Конечно, остаются вопросы аппаратного обеспечения компьютера: включен ли он вообще в сеть, не сломался ли жесткий диск или монитор, присутствует ли доступ к сети и пр.
Аппаратные проблемы обычно сообщаются пользователями и регистрируются в системах класса Service Desk (к примеру, в журнале дежурной смены). Прочие проблемы отслеживаются системами мониторинга и эффективно решаются дежурной сменой или выделенными специалистами. В итоге остается один вопрос: как гарантировать эталонность установленного ПО и его настроек? Для этого и существуют решения по автоматизации процесса подготовки, распространения, настройки и контроля использования программного обеспечения на компьютерах пользователей.
Но если в штате ИТ-блока выделены специалисты, призванные решать вопросы с компьютерами пользователей, зачем нужна система автоматизации, под которую еще необходимо выделить вычислительные мощности, провести закупку лицензий, нанять дополнительных специалистов для обслуживания и поддержки? Дело в том, что, по приблизительным расчетам компаний, специализирующихся в области статистических оценок, стоимость собственно компьютера составляет всего около 20% от суммарных затрат в течение срока службы ПК (около 5 лет). Значительная доля (~35%) – это затраты непосредственно на администрирование, т.е. на обновление и настройку ПО и операционной системы, а также на диагностику неисправностей. Если еще рассмотреть вопросы, связанные с инвентаризацией компьютеров пользователей, учетом лицензий на программное обеспечение и соответствие корпоративным (отраслевым и прочим) политикам, то без системы, в которой накапливается, обрабатывается и хранится такая информация, просто не обойтись.
Нюансы и преимущества внедрения
Не зная, чем нужно управлять, невозможно построить сам процесс управления. На первом этапе внедрения системы автоматизации необходимо провести инвентаризацию аппаратного и программного обеспечения, установленного на компьютерах пользователей (в автоматическом режиме, иначе собранные данные устареют после сохранения файла этого отчета). Впоследствии эта информация служит основой для всевозможных отчетов и аналитики, направленных на контроль использования ПО и неизменности аппаратной части компьютеров. Выявляются случаи несанкционированного подключения внешних устройств и «оптимизации» аппаратного обеспечения: деинсталляция планок памяти или установка меньшего по объему жесткого диска.
После определения, формализации и стандартизации рабочих мест пользователей следует автоматизация рутинных операций администраторов. Такие операции знакомы всем нам – это установка требуемого бизнес-ПО, удаление несанкционированного ПО (распространенных сейчас мессенджеров, Mail.Ru Агента и другого «необходимого» ПО), проведение регламентных и экстренных (к примеру, при вирусной атаке) обновлений программного обеспечения, включая операционные системы. При этом количество одновременно устанавливаемых или обновляемых компьютеров должно быть произвольным и настраиваемым, исходя из задач, стоящих перед администратором. Немаловажно, чтобы администратор имел возможность гибкого выбора пула компьютеров не только по их названию, месторасположению и принадлежности, но и на основе ранее собранной инвентарной информации (объём оперативной памяти, размер свободного пространства на диске и т. д.).
Это имеет большое значение для поэтапной настройки парка компьютеров в организации или распространения нескольких эталонных образов на группы компьютеров.
Другой полезной и необходимой функцией систем автоматизации является возможность в любой момент времени вернуться к наиболее свежей рабочей конфигурации. Одним из рассматриваемых вариантов может быть организация процесса периодического резервного копирования данных пользователей или образа компьютера в целом.
Для организаций, имеющих разветвленную территориальную структуру, особенно актуален функционал удаленного доступа из единой консоли на компьютеры пользователей для сбора необходимой диагностической информации при возникновении аварийных ситуаций, а также оказания помощи пользователям в затруднительных ситуациях. Предупреждаем: специалисты поддержки пользователей в итоге лишатся последней возможности получать хоть какие-то физические нагрузки при своем преимущественно сидячем образе работы. Поэтому при принятии решения о внедрении системы можно «проконсультироваться с врачами» – вопрос-то комплексный.
Руководителям ИТ-подразделений и ИТ-блока в целом, несомненно, будет полезен функционал ведения единой базы лицензионной информации, содержащей данные об используемых лицензиях на ПО. В результате случаи нарушения лицензионных соглашений сводятся на нет, своевременно продлевается поддержка, а лицензионное ПО более эффективно распределяется на компьютерах пользователей. Возможность использования средств отчетности, направленных на обработку и предоставление накопленной информации в разнообразных разрезах, – статистика запуска и использования ПО в зависимости от рабочего времени, перечень редко используемого ПО, перечисление попыток изменений системных настроек и пр. – также очень востребована.
Естественно, что система управления компьютерами пользователей должна поддерживать все используемые в организации аппаратные платформы и программные продукты для создания полного и замкнутого контура управления. Она также должна обладать возможностью интеграции с уже существующими системами в организации. К примеру, с Service Desk для регистрации запросов пользователей на обслуживание, с финансовой системой для получения информации о приобретенных аппаратных средствах, с системой корпоративной отчетности для составления и рассылки периодических инвентаризационных отчетов и др.
Отметим, что практически все современные системы в той или иной степени поддерживают перечисленные нами функции. Но, как известно, дьявол прячется в мелочах. Поэтому необходимо сравнить средства автоматизации, представленные на рынке, исходя из нашего опыта их использования.