Какие IdM-решения представлены на российском рынке?
Сколько IdM-проектов реализуется ежегодно?
В каких областях эти решения наиболее востребованы?
Как изменилось соотношение внедрений российских и зарубежных IdM с 2014 по 2018 г.?
Исследование посвящено рынку систем управления доступом — Identity Management (IdM), или, как их часто называют в последнее время, Identity Governance & Administration (IGA). Назначение этих систем — централизация и автоматизация управления учетными записями пользователей и правами доступа к информационным системам предприятия, повышение уровня контроля над использованием информационной инфраструктуры.
IdM подключается к системам компании и становится единой точкой управления учетными записями и контроля прав доступа. Как правило, IdM интегрируется с системой кадрового учета для получения информации о сотрудниках. На основании данных из кадрового источника автоматизируются бизнеспроцессы управления доступом при приеме на работу, увольнении, переводе на другую должность или уходе в отпуск. Автоматизация этих процессов может включать как полностью автоматические действия, так и заранее заданную последовательность согласований.
IdM-решения часто путают с системами класса Access Management (AM). В отличие от IdM, AM обеспечивают централизованную аутентификацию и авторизацию пользователей в системах, а также механизмы однократной (SSO) и строгой аутентификации. Эти решения в наш отчет не включены.
В 2017 г. наша компания провела первое в России исследование рынка управления доступом. Исследование российского рынка IdM-решений выпущено в конце 2019 г. Оно дополняет отчеты Gartner и Forrester статистикой внедрений IdM-решений в отечественных компаниях.
Мы подробнее проанализировали рынок за последние 5 лет (с 2014 по 2018 г.), выбрав большее количество критериев.
Источники
Запросы вендорам и дистрибьюторам. Во второй половине 2019 г. мы направили запросы всем представленным на отечественном рынке вендорам IdM-решений и дистрибьюторам с просьбой предоставить информацию по внедрению их систем в России в 2014–2018 гг.
Открытые источники: сайты вендоров, интернет-ресурсы с публикациями о проектах.
Собственная статистика. Мы работаем на рынке IdM с 2005 г., отслеживаем и фиксируем ключевые события.
Данные наших архитекторов. Эксперты в области IdM — довольно закрытое сообщество, внутри которого постоянно идет обмен информацией. Наши специалисты общаются с сотрудниками других компаний, благодаря чему могут проверить данные, поступающие из других источников.
К сожалению, часть производителей и их представителей не предоставили нам информацию о внедрениях. Однако, по нашим данным, суммарная доля их проектов на российском рынке не превышает 1%. Эта цифра не может существенно повлиять на общие показатели.
99 IdM-проектов было реализовано в России в 2014-2018 гг.
Это в 2 раза больше, чем за предыдущую пятилетку. 49 внедрений IdM было реализовано в 2009–2013 гг.
Статистика внедрений
В связи с тем, что проекты по внедрению IdM длительные и масштабные, у нас не бы ло возможности получить данные о качестве реализации и степени завершенности проектов, поэтому при оценке количества внедрений IdM-решений мы учитывали только старт проекта и факт поставки лицензий (см. рис. 1).
Три отечественных вендора (1IDM, «Ростелеком-Солар» и Redsys) вышли на рынок IdM в 2015 г. За несколько лет им удалось сравняться с игроками, внедряющими эти решения в России с 2000 гг.
Отраслевая сегментация
Мы проанализировали изменение востребованности IdM-решений в разных отраслях за несколько периодов (см. рис. 2).
Компании финансового и государственного секторов лидируют по количеству внедрений IdM. Принципиальное различие между ними в том, что пик интереса финансовых компаний к IdM-решениям приходится на период с 2009 по 2013 г., а сейчас наблюдается небольшой спад. В то же время у организаций государственного сектора повышается интерес к IdM-проектам.
Нефтегазовые компании проявляли наибольший интерес к подобным решениям в 2004–2008 гг., в этот период они лидировали на фоне других отраслей. За последний рассматриваемый период доля нефтегазового рынка сократилась вдвое.
Рассмотрим востребованность российских и зарубежных решений в зависимости от отрасли (см. рис. 3).
Традиционно считается, что в государственном секторе преобладают российские IdM-системы, и наши данные это подтверждают. Но, несмотря на политику импортозамещения, здесь все еще присутствуют решения зарубежных вендоров.
Сегментация по количеству пользователей в компаниях
Существует мнение, что IdM-решения востребованы в компаниях со штатом от 1000 человек. На рис. 4 мы видим, что количество проектов в этом сегменте сравнимо с числом внедрений в компаниях с численностью сотрудников от 1001 до 5 000 и выше. Обозначить один из сегментов в качестве лидирующего невозможно, так как показатели существенно не отличаются.
ведущий консультант по технологиям информационной безопасности компании Oracle СНГ
Комментарий
Было бы интересно понять сегментацию вендоров относительно масштаба компаний (хотя бы относительно количества пользователей).
Наш ответ: представлен на рис. 5.
Если проанализировать распределение вендоров по количеству пользователей, можно заметить, что лидеры в разных сегментах меняются. В некоторых из них определенные производители не присутствуют, это может свидетельствовать о фокусировке на других сегментах. Однако разрыв между вендорами незначителен, и утверждать о сосредоточении на одном из типов заказчиков будет некорректно.
Динамика внедрений
руководитель представительства One Identity в России и СНГ
Комментарий
Действительно, в 2014–2016 гг. появилось множество проектов на основе продуктов российских вендоров. У кого-то возникла иллюзия, что можно быстро заменить зарубежные решения, но затем рынок расставил все на свои места. Заказчики хотят качественные, зрелые системы. Никто не будет покупать решение просто потому, что оно российское (кроме государственных организаций). Постепенно отечественные решения становятся более зрелыми, но это длительный процесс. Так, за последние 2 года уже 3 компании из числа тех, кто внедрял IdM в 2014–2016 гг., мигрировали на наш продукт. Это свидетельствует о том, что заказчики теперь гораздо тщательнее выбирают продукты, делают пилоты, ходят на референсы и не полагаются лишь на маркетинговую информацию. Надеюсь, что наша активная позиция на рынке будет способствовать дальнейшему развитию российских IdM-решений.
Миграция внедрений
Мы решили рассмотреть еще один параметр — количество переходов с решения одного вендора на решение другого вендора.
Миграция началась только в 2016 г. и составляет более 11% относительно первоначальных внедрений. Мы связываем это с несколькими факторами. Во-первых, госкомпании мигрируют с зарубежного на отечественный софт. Во-вторых, организации, внедрившие IdM более 5 лет назад, вынуждены мигрировать на новое ПО, чтобы не тратить ресурсы на разработку функционала, который уже появился в новых версиях решений.
Наш прогноз
За последние 5 лет популярность IdM значительно возросла. Количество внедрений с 2014 по 2018 г. составило 99, а за предыдущую пятилетку — 49. Наши эксперты ожидали подобного роста в связи с новым уровнем развития продуктов и политикой импортозамещения.
В перспективе ближайших трех лет серьезных изменений на рынке IdM не предвидится. Выделились два лидера, остальные игроки продолжают бороться за увеличение доли рынка, что подтверждает статистика 2019 г. Динамика внедрений сохранится на прежнем уровне, количество проектов не снизится по двум причинам. Во-первых, наметился спрос на IdM-решения в новых секторах: ИТ, пищевой промышленности, ритейле и др. Во-вторых, растет спрос на облачные IdM. На сегодняшний день подобные проекты — пока экзотика, по нашим данным, они составляют примерно 2% от общего числа всех внедрений, но мы ожидаем роста в этом сегменте рынка.
Не стоит также забывать о курсе на импортозамещение, которого придерживаются госкомпании. За последние несколько лет отечественные разработчики существенно продвинулись на пути создания IdM. Но это продолжительный процесс, и на данный момент по-прежнему наблюдается спрос на решения зарубежных вендоров.
Александр Санин
коммерческий директор компании Avanpost
Комментарий
Хотелось бы увидеть в исследовании финансовые показатели. Количество проектов, безусловно, главный признак востребованности продукта. Но когда у одной компании 5 проектов по 1 млн руб. каждый, а у другой 1 проект на 20 млн, это также важно для конкурентной оценки. Было бы полезно, если бы отчет включал данные об объеме и потенциале рынка в деньгах.
Наш ответ: «Задачей исследования было расширить спектр критериев выбора IdM-решения и осветить картину российского рынка. Это второе наше исследование, до этого статистика по российскому рынку отсутствовала. При выборе решения заказчики обращаются к отчетам Gartner и Forrester, но известно, что они занимаются аналитикой только зарубежного рынка и не учитывают отечественных вендоров. Мы планируем продолжать выпускать наш отчет, и, возможно, в следующий раз мы попробуем учесть финансовые показатели для более ясной картины».