Рынок ЦОДов: вчера и сегодня
Инженерная инфраструктура Инженерная инфраструктура

Основное положение дел в части решений, применяемых при построении ЦОДов, претерпело за последние несколько лет значительные изменения. Сегодня дата-центр воспринимается и проектируется как интеллектуальное здание с комплексом инженерных систем, способное обеспечить высокую скорость передачи данных, должный уровень отказоустойчивости, безопасность информации заказчиков и содержащее в себе потенциал для масштабирования.

Главная>Инженерная инфраструктура>Рынок ЦОДов: вчера и сегодня
Инженерная инфраструктура Тема номера

Рынок ЦОДов: вчера и сегодня

Дата публикации:
06.10.2011
Посетителей:
104
Просмотров:
84
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Сергей Андронов Директор Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет»

Разделение властей

 

Основное положение дел в части решений, применяемых при построении ЦОДов, претерпело за последние несколько лет значительные изменения. Сегодня дата-центр воспринимается и проектируется как интеллектуальное здание с комплексом инженерных систем, способное обеспечить высокую скорость передачи данных, должный уровень отказоустойчивости, безопасность информации заказчиков и содержащее в себе потенциал для масштабирования. Для понимания причин современных тенденций и практик ЦОДостроения необходимо иметь представление о том, в каком состоянии на сегодняшний день находится этот рынок, и что является для него главными стимулирующими факторами.

 

 

С одной стороны, крупные компании для возможности полного контроля за состоянием оборудования и соблюдением конфиденциальности предпочитают строить собственный ЦОД и обслуживать его самостоятельно. Выход сервера из строя в их случае влечет за собой существенные финансовые или репутационные потери.

 

С другой, существует пул заказчиков (ритейл, средний бизнес, финансовый сектор), отказывающихся от строительства дата-центров, поскольку прямая взаимосвязь между критичными для их бизнеса прикладными системами и серверным оборудованием отсутствует. Оптимальный путь для этих компаний – использование коммерческих ЦОДов, принадлежащих провайдерам, предоставляющим услугу colocation. Подобная схема организации дата-центра позволяет избежать и значительных долгосрочных инвестиций, неизбежных при строительстве частного ЦОДа.

По объективным причинам довольно сложно анализировать курс и тенденции рынка крупных корпоративных дата-центров – компании в соответствии с политикой конфиденциальности предпочитают не предоставлять свободного доступа к этой информации. В то же время заказчикам зачастую нет необходимости систематически анализировать эволюционный путь развития инфраструктуры своих ЦОДов, поскольку дата-центры выполняют вполне утилитарную и конкретную задачу. Мы можем представить аналитические данные по другому сегменту этого рынка – рассмотреть тенденции, характерные для коммерческих (или публичных) дата-центров.

 

Как показывает практика, основополагающие тенденции развития обоих типов дата-центров – коммерческих и масштабных корпоративных – совпадают по центральным пунктам, т. е. курс рынка провайдеров можно экстраполировать на рынок крупных частных ЦОДов и поставить между ними условный знак равенства.

 

Дата-центр для провайдера – коммерческий продукт, в отношении которого есть главное неизвестное – его будущие арендаторы, поэтому требования бизнеса конкретной целевой аудитории при строительстве ЦОДа не учитываются. Провайдеры предпочитают ориентироваться на усредненные предположения об актуальном рыночном спросе, при этом не забывая о том, что в любой момент может возникнуть необходимость до- или переконфигурации дата-центра, его модернизации и масштабирования.

 

Кто и когда владел рынком

 

Анализ состояния рынка провайдеров до начала финансового кризиса 2008 г. позволяет назвать его исключительно площадкой продавца. Спрос компаний на размещение в дата-центрах стабильно превышает предложение, фактически не оставляя заказчикам выбора. Провайдеры могут диктовать компаниям условия аренды и определяют тарифную политику в соответствии со своими интересами. После наступления экономического кризиса ситуация кардинально изменилась: заказчики на фоне повсеместного урезания бюджетов на ИТ были вынуждены сократить капитальные затраты, что привело к приостановке проектов, находящихся в начальной фазе. Провайдеры впервые за несколько лет столкнулись с отсутствием новых клиентов, потерей постоянных заказчиков и наличием пустующих площадок.

 

Если до масштабного кризиса договоры с провайдерами пролонгировались автоматически, то сейчас заказчики, стремясь к оптимизации операционных расходов, обращают пристальное внимание на более выгодные условия у конкурентов: стоимость аренды, текущее состояние инженерной инфраструктуры, степень проработанности SLA. Под воздействием изменения рыночных настроений провайдеры вынуждены предлагать другие варианты условий и сервисов, которые они предоставляют, прежде всего, относительно тарифной политики. Количество выгодных предложений со стороны провайдеров растет, что провоцирует миграцию около 20% постоянных заказчиков в другие дата-центры. В итоге рынок коммерческих ЦОДов практически одномоментно трансформируется в рынок покупателя: заказчики начинают диктовать свои условия, и провайдеры вынуждены с ними соглашаться. Если в качестве индикатора для оценки ситуации рассматривать финансовый вопрос, то ценовая политика и стоимость предложений провайдеров во время кризиса 2008–2009 гг. снизились в среднем на 25–30%.

 

ТСО как приоритетный показатель

 

Параллельно происходит изменение позиции руководства крупных компаний относительно общей стоимости планируемого ЦОДа. Топ-менеджмент переключает свое внимание с затрат на старте проекта строительства дата-центра – капитальных расходов (Capital Expenditures, CAPEX) – на оценку затрат на совокупную стоимость владения (Total Cost of Ownership – ТСО). При этом ТСО начинают рассчитывать на достаточно большой промежуток времени. Пришло осознание, что в определенный момент небольшие эксплуатационные расходы начнут оправдывать высокий CAPEX.

 

С середины 2010 г. рынок провайдеров начал свое восхождение к докризисному уровню, что ознаменовалось появлением новых проектов. За последние несколько месяцев их количество существенно возросло, динамика прироста за год составляет около 15–20%, и финансовая ситуация сравняется с докризисным положением к концу 2011 – середине 2012 г. Прогнозируется, что рынок достигнет показателей начала 2009 г., но при этом сохранится основополагающее изменение в мировоззрении заказчиков: необходимость учета ТСО – затрат на перспективу.

 

Один из главных интересующих нас вопросов – о каких временных интервалах идет речь в случае оценки срока окупаемости корпоративных и коммерческих дата-центров в России. До определенного момента динамика экономической жизни не позволяла инвесторам ориентироваться на срок окупаемости коммерческого ЦОДа, превышающий 3 года, что в том числе влияло и на приоритет CAPEX перед ТСО. Если планируемый ЦОД по финансовым расчетам не начинал приносить прибыль на четвертый год с момента его предполагаемого запуска, проект не реализовывался. В настоящее время дата-центр провайдера, предоставляющего услугу colocation, выходит на плановую рентабельность минимум через 4–5 лет после начала эксплуатации. Учитывая, что мы аппроксимируем показатели дата-центров провайдеров на корпоративный сектор, владелец ЦОДа будет рассчитывать стоимость ТСО в среднем на 5 лет, также актуальны расчеты на большие сроки – 7 и 10 лет.

 

В авангарде энергоэффективных решений

 

Мировой рынок системных интеграторов и вендоров отреагировал на изменение настроений владельцев ЦОДов и перестроился в соответствии с последними тенденциями. Вендоры в данный момент активно предлагают свои технологические решения, рассчитанные на снижение ТСО за счет повышения энергоэффективности, в первую очередь на срок от 5 лет и выше. Эта тенденция относится практически ко всем вендорам, специализирующимся на «тяжелом» оборудовании в области ЦОДов – системах, связанных с климатикой, энергообеспечением, мониторингом, эксплуатацией, обеспечивающих проактивные действия для устранения аварийных ситуаций.

 

Новейшие технологии, предлагаемые вендорами, трактуются и оцениваются весьма по-разному в зависимости от механизма и результатов работы каждого решения. Независимая оценка европейских аудиторов позволяет говорить о том, что ряд этих решений в европейских странах уже прошел стадию апробации, другие находятся на ее рубеже: дизельные роторные ИБП-системы, колесо Kyoto Cooling, модульные ЦОДы, топливные ячейки. Новые продукты, позволяющие заказчикам существенно уменьшать ТСО за счет повышения энергоэффективности, начинают осваивать и российский рынок.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Топливные ячейки (Fuel Cells)

Топливные ячейки как перспективная технология начали разрабатываться относительно давно (NASA заинтересовалось этим направлением в начале 1950-х гг.), однако лишь в последние годы они нашли свое непосредственное техническое воплощение

Роль Quality Assurance, или Шпионские страсти ЦОДостроения

Если поностальгировать и вспомнить Центры обработки данных конца 1990-х годов, то практически все они были консервативными с точки зрения используемых технологий. Ситуация изменилась в начале XXI века в связи с ростом объемов корпоративных данных, а также количества используемых компаниями бизнес-приложений.

Статьи расходов в ЦОДе

ЦОД - целостная динамическая информационная система, требующая для своего оптимального функционирования наличия современной инженерной инфраструктуры, квалифицированного персонала и проведения организационных процедур.

Стандартизация ЦОД

Говоря о стандартизации, мы подразумеваем соответствие продукта либо решения определенным нормам и правилам. Это понятие универсально и может быть применено к любому виду ИТ-деятельности.

Виртуализация нового типа

Название статьи предусматривает, что существует или существовала раньше виртуализация «старого типа», на базе которой или, скорее, вопреки которой появилась виртуализация «новая».

Что такое White Box и почему о нем стоит задуматься?

В чем преимущества решений White box? Личный опыт: тестирование Asterfusion и Edgecore. Как и где стоит применять White box?

Хьюстон, мы падаем. Почему нельзя экономить на сервисном обслуживании ЦОД

Основная причина выхода инженерного оборудования ЦОД из строя — неправильный выбор уровня обслуживания либо его отсутствие. Свободных специалистов по обслуживанию ЦОД становится все меньше на фоне роста рынка в 30% в год. К отечественным производителям инженерного оборудования для ЦОД выстраиваются очереди из клиентов.

Быть или не быть энергоэффективности?!

Как мы все помним, центр обработки данных (ЦОД, дата-центр) представляет собой площадку, на которой собраны вычислительные мощности. При этом ЦОД не возникает сам по себе из ниоткуда. На момент строительства, как правило, организация уже обладает некоторым набором ИТ-систем. Используемое при этом оборудование может быть весьма разнородно, территориально разнесено и т.д.

Как изменился российский рынок коммерческих ЦОДов в 2015 году

На днях консалтинговое агентство iKS-Consulting выпустило отчет о состоянии отечественного рынка коммерческих дата-центров. Согласно исследованию, в рублёвом эквиваленте доходы рынка ЦОДов в 2015 г. оказались на 16% выше 2014 г., в долларовом – на 18% ниже.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня