Ситуационный центр (СЦ) — ядро сложного комплекса, объединяющее информационные потоки от множества систем-источников с целью анализа событий, прогнозирования их развития и анализа возможных последствий принимаемых управленческих решений.
Действительно, без средств мультимедийного отображения современный ситцентр — не ситцентр. Но в действительности это только интерфейс: ситуационный центр (СЦ) — ядро сложного комплекса, объединяющее информационные потоки от множества систем-источников с целью анализа событий, прогнозирования их развития и анализа возможных последствий принимаемых управленческих решений.
Сказать однозначно, когда, где и кем был создан первый СЦ (или его прообраз), едва ли возможно. Тем более что они могут называться по-разному: командный пункт, центр управления, мультимедийный центр или даже совсем просто — диспетчерская. Комплексы, называемые одинаково, подчас существенно различаются по масштабу, предметной области, уровню решаемых задач, режиму функционирования и другим характеристикам.
Не вдаваясь подробно в вопросы классификации ситуационных центров, отметим только различия по целевому и функциональному назначению.
Основные цели создания СЦ — это мониторинг состояния сложного объекта и/или оперативное реагирование на нештатную ситуацию. В первом случае ключевую роль играют системы анализа и отчетности, во втором — оперативного информирования и координации действий различных служб, бригад, подведомственных организаций.
Первая модель характерна, например, для СЦ органов государственной власти, вторая — для таких структур, как МЧС. Однако разделение по целевому назначению до некоторой степени условно: единый СЦ вполне может отвечать обеим целям, имея либо два подразделения в своем составе (оперативное и экспертно-аналитическое), либо два описанных регламентами режима функционирования (штатный и нештатный). По такой модели, как правило, строятся СЦ крупных отраслевых структур (РЖД, Минэнерго и пр.).
По функциональному назначению СЦ можно разделить на три основных класса: СЦ для управления технологическими процессами, СЦ для административного управления, СЦ для научных исследований/обучения. Различаются они не только по характеру собираемых данных, но и по широте круга экспертов, вовлекаемых в работу СЦ, а также пользователей, имеющих доступ к результатам аналитической обработки информации.
История развития ситуационных центров в их современном понимании обычно связывается с чилийским проектом Cybersyn — идеи, предлагавшиеся его создателем в 1960—1970-х годах, и сегодня используются в некоторых системах управления. Хотя в публикациях встречаются упоминания о других проектах и инициативах той же эпохи, имевших место на Западе, относятся они в основном к тем или иным аспектам государственного управления.
Проект Cybersyn
Авторство проекта, запущенного в Чили в 1971 г., принадлежит британскому кибернетику Стаффорду Биру, который занимался вопросами обратной связи в бизнес-управлении. Система, получившая название Cybersyn (cybernetics synergy), предназначалась для централизованного управления плановой экономикой страны. К тому времени правительство Альенде национализировало уже более 150 предприятий, включая ряд крупнейших чилийских компаний, и на повестку дня встал вопрос, как ими эффективно управлять. Идеи применения методов кибернетики в управлении бизнесом, которые продвигал Бир, показались многообещающими, и ученый получил от чилийского правительства предложение, от которого не смог отказаться.
Прежде всего требовалось реализовать сбор, обработку и представление экономической информации в режиме, максимально приближенном к реальному времени. Первой задачей команды Бира стало создание компьютерной сети, объединяющей все предприятия страны. Однако в начале 1970-х в стране не было такого количества компьютеров, поэтому для организации связи решено было использовать телексные аппараты. С их помощью предприятия могли передавать «в центр» данные о своих потребностях в сырье, рабочей силе и пр., данные подвергались компьютерному анализу, и в результате принималось решение о путях решения проблемы.
Для лиц, принимающих решения, был спроектирован центр управления (operations room) в виде шестиугольной комнаты с удобными креслами, в подлокотники которых были вмонтированы пульты для управления изображениями на экранах, располагавшихся на стенах. Визуальное решение было реализовано с помощью технологий, доступных в то время: кнопки пульта соединялись проводами со слайд-проектором.
Один из экранов центра управления был зарезервирован под некое подобие системы обратной связи от населения. Бир сконструировал устройство для домашнего использования, которое подключалось к ТВ-сети и позволяло гражданам выражать свое отношение к действиям правительства путем перемещения стрелки на шкале «удовлетворен—не удовлетворен».
К сожалению, проект так и не заработал в полную силу — после переворота 1973 г. он был прекращен.
СЦ в российском госуправлении
Концепции решений для централизованного управления экономикой страны выдвигались и в СССР.
В 1950-х годах советский ученый А.И. Китов предлагал объединить вычислительные центры страны в Единую государственную сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ) с целью автоматизации управления национальной экономикой. А в 1960‑х годах академик В.М. Глушков инициировал проект ОГАС — Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации. Проект предполагал создание региональных центров сбора данных, объединенных в единую сеть. Кроме того, Глушков разработал систему математических моделей для управления экономикой. Идея воплотилась лишь частично и не в том виде, в каком предлагал автор. Правительство не сочло, что целесообразно строить дополнительные вычислительные центры в регионах, и ОГАС развивалась на базе отраслевых и территориальных АСУ, принадлежащих Госснабу СССР, Госпланам союзных республик и ЦСУ СССР. Система прекратила функционировать с переходом страны к капиталистической экономике.
В 1986 г. в нашей стране был создан первый ситуационный центр, ориентированный на информационное обеспечение единого руководителя, непосредственно принимающего управленческие решения. Это был штаб по управлению ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его техническую основу составлял информационно-аналитический комплекс на базе трех компьютеров «Искра». С его помощью проводилась обработка данных массовых измерений радиационной активности и отображались зоны заражения, а также строились графики выполнения ликвидационных работ. Штаб можно считать прародителем ситуационного центра МЧС, который ныне носит название Национальный центр управления кризисными ситуациями (НЦУКС).
Через два года возникла необходимость создания системы информационного обеспечения управления ликвидацией последствий землетрясения в Армении. Тогда на базе трех ПК и средств отображения информации была в короткий срок создана система для председателя Совета министров СССР, позволявшая оперативно информировать первое лицо о ходе спасательных и восстановительных работ.
В 1994 г. началось проектирование Ситуационного центра Президента РФ. В 1996 г. он был сдан в эксплуатацию и сразу же начал активно использоваться для мониторинга проходящих в стране выборов, состояния дел с неплатежами в бюджетной сфере, развития ситуации в Чечне. В настоящее время он осуществляет информационно-аналитическое обеспечение плановых мероприятий с участием президента и государственного управления в условиях кризисных ситуаций, а также информационно-техническую поддержку проведения совещаний с участием президента. Один из его компонентов — мобильный комплекс, позволяющий во время поездок использовать весь инструментарий СЦ.
Создание ситцентра для первого лица страны стало стимулом к массовому строительству ситуационных центров различных федеральных структур, региональных органов власти, аппаратов полномочных представителей президента, а также министерств и ведомств. В этот период была выработана типовая схема ситуационного центра органа власти, включающая три основных слоя: программно-аппаратные решения, информационная среда, аналитические решения.
Очередной стимул для развития ситуационных центров в России дала государственная инициатива по созданию системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти (СРСЦ ОГВ), работающих по единому регламенту взаимодействия.
Создание СРСЦ было предусмотрено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. В 2013 г. была утверждена Концепция создания системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации. К настоящему времени утверждены также единый регламент взаимодействия центров и методические рекомендации по их созданию. Несмотря на ощутимые достижения в создании СРСЦ, задач еще более чем достаточно. Входящие в нее ситуационные центры находятся на разных стадиях жизненного цикла, некоторые нуждаются в модернизации, а в ряде органов власти СЦ еще даже не начинали строиться. Одна из проблем состоит в том, что СЦ оснащались информационными системами, созданными разными производителями по различным методологиям, что создает сложности интеграции информационных потоков. Тем не менее гонка за прогрессом не останавливается. В составе научных работ, которые ведет совет конструкторов по созданию СРСЦ, есть такие направления, как методы обработки больших данных, математические методы моделирования и прогнозирования, системы искусственного интеллекта, в том числе для извлечения знаний и анализа текстов.
СЦ для бизнеса, науки и общества
Исторически ситуационные центры во всем мире развивались для нужд органов государственной власти и силовых структур. Сегодня сфера их применения расширилась — СЦ создаются в сферах здравоохранения, финансов, промышленности, науки. По сути, центр управления любым сложным объектом, будь то «умный город», «умное сооружение» (стадион, бизнес-комплекс), потенциально опасный промышленный объект или ИТ-инфраструктура распределенного предприятия, становится той или иной формой реализации ситуационного центра как инструмента сбора информации от множества различных источников, ее анализа и генерации управляющих воздействий. На первый план выходит не столько реагирование на нештатные ситуации, сколько их предупреждение.
Нагляднее, быстрее, интеллектуальнее
Наглядное представление статистических данных и результатов моделирования ситуаций — одна из функций и преимуществ ситуационного центра. Визуализация информации позволяет руководителям быстрее составлять картину происходящего и, соответственно, принимать решения. Расширение возможностей пространственной визуализации эксперты считают одним из перспективных направлений технологического развития ситуационных центров.
В настоящее время технологии 3D-визуализации используются нефтегазодобывающими компаниями для отображения геологических данных. Постепенно развивается спрос на реалистичные изображения различных городских и промышленных объектов: фотопанорамы и интерактивные 3D-модели с привязанными к ним данными. Существуют также разработки для ситцентров, основанные на голографии, включая футуристическую голографическую видеосвязь. К сожалению, иногда эффектные технологии визуализации становятся самоцелью, а их внедрение — чисто имиджевым проектом, не дающим желаемого управленческого эффекта.
При всей важности систем визуализации ключевыми составляющими ситуационных центров являются системы сбора и анализа информации. Прежде работа аналитической «начинки» СЦ сводилась к мониторингу различных показателей и формированию статистики с возможностью детализации по запросу. Современная тенденция — переход к интеллектуальным системам, способным генерировать не только статистику, но и новые знания. Будущее ситуационных центров эксперты связывают с более широким применением технологий управления знаниями и искусственного интеллекта.
Типы инструментов искусственного интеллекта и углубленного анализа хорошо описаны в статье JETINFO «Поддержка принятия решений в ситуационных центрах» (март 2016). Об управлении знаниями (knowledge management) стоит сказать, что оно требует не только применения когнитивных технологий, но и выстраивания процессов взаимодействия людей (носителей знания), включая мотивацию.
НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ СЦ
В «Газпром нефти» действует СЦ, созданный в 2015 г. для управления ИТ-инфраструктурой и сервисами. С его помощью ведется мониторинг работоспособности общекорпоративных сервисов, достаточности ИТ-ресурсов, контроль проведения плановых работ, оценка последствий проводимых изменений в конфигурации оборудования или ПО, организуется взаимодействие со службами технической поддержки поставщиков. Для оценки качества ИТ-сервисов, помимо расчетных показателей, применяется система обратной связи от пользователей.
Ситуационный центр, созданный в НСПК, решает задачи контроля метрик, касающихся платежных операций, контроля работы инфраструктуры, системы авторизации, формирования инцидентов и координации работы служб и организаций, ответственных за их устранение. Для оперативного решения сложных вопросов, требующих участия внешних организаций, используется видео-конференц-связь.
Ситуационный центр Департамента здравоохранения г. Москвы служит точкой сбора данных о работе городских поликлиник, а также о функционировании медицинских сервисов, в том числе постепенно внедряемой электронной медицинской карты. Информационные панели и аналитическое ПО помогают сотрудникам СЦ выявлять проблемные зоны и разрабатывать варианты решений.
Одно из сравнительно новых направлений — ситуационные центры для научных исследований и педагогических разработок. Особенность подобных СЦ в том, что они могут создаваться в интересах не столько конкретной организации, сколько открытого сообщества исследователей. Так, например, ситуационный центр ЦЭМИ РАН, задачами которого являются моделирование экономических процессов и формирование аналитических рекомендаций в сфере экономической политики, действует по принципу проектов с открытым кодом. Инструментарий СЦ через сайт доступен внешним пользователям: экономистам, управленцам, преподавателям, аспирантам и студентам экономических вузов, которые имеют возможность в том числе самостоятельно проверять предлагаемые аналитические выводы и прогнозы.