О заказчике
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) является одним из ключевых органов исполнительной власти Санкт – Петербурга, регулирующих политику экономического развития города. В круг его задач входит решение вопросов, касающихся различных областей жизнедеятельности северной столицы: от организации государственного заказа до развития предпринимательской деятельности, промышленности, сельского хозяйства, потребительского рынка, и тарифной политики.
Задачи
Деятельность КЭРППиТ напрямую связана с активным использованием информационных технологий (ИТ). В настоящий момент в организации официально зарегистрировано 18 крупных информационных систем (ИС), внесенных в общегородской Реестр информационных ресурсов и информационных систем.
ИТ – инфраструктура КЭРППиТ включает в себя несколько десятков серверов, расположенных на трех территориально распределенных по городу площадках. Общее число пользователей в настоящий момент составляет порядка 350 человек. Наиболее востребованными в работе являются информационные системы государственного заказа, мониторинга социально – экономического развития и потребительского рынка, электронного документооборота, кадрового и бухгалтерского учета. Поддержка и развитие ИТ – инфраструктуры осуществляется сотрудниками отдела ИТ.
В 2007 году руководством Комитета перед отделом ИТ была поставлена задача повышения уровня доступности контролируемых ИС, их отказоустойчивости, надежности функционирования ИТ – инфраструктуры в целом, а также повышения эффективности работы отдела ИС без увеличения штата и изменения состава сотрудников. Для достижения поставленных целей было принято решение о создании централизованной системы управления ИТ – инфраструктурой и реорганизации работы отдела ИТ с учетом лучшего мирового опыта.
Среди факторов, влияющих на выбор решения, были определены следующие:
- требовательное отношение пользователей к ИТ, обусловленное активным использованием сотрудниками Комитета информационных систем и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству предоставляемых ИТ – услуг и своевременности оказания технической и консультационной поддержки;
- разнообразие парка ПК, программного обеспечения, установленного в подразделениях Комитета;
- жестко ограниченный бюджет ИТ.
Для решения поставленных задач и организации работ по внедрению, руководством Комитета было принято решение о привлечении стороннего консультанта. Результатом проведенного конкурса стало сотрудничество с компанией « Инфосистемы Джет », перед специалистами которой были поставлены следующие задачи:
- автоматизировать основные операции по контролю и управлению ИТ – ресурсами;
- обеспечить возможность проактивного обнаружения и локализации проблемных ситуаций;
- реализовать сервисный подход в управлении ИТ – инфраструктурой.
Решение
Специалисты компании « Инфосистемы Джет » провели обследование существующей ИТ – инфраструктуры, изучили подходы к эксплуатации системы. Были определены основные объекты мониторинга: сервера, активное сетевое оборудование, системы обеспечения бесперебойного электропитания, а также ОС, СУБД, приложения (Lotus Notes, Citrix и др.).
В составе системы управления ИТ были выделены подсистемы, решающие следующие задачи:
- мониторинга активного сетевого оборудования;
- мониторинга серверов и приложений;
- управления рабочими местами.
Доступ к информации мониторинга осуществляется с единой консоли оператора.
Для построения централизованной системы мониторинга специалистами КЭРППиТ и компании « Инфосистемы Джет » было выбрано программное обеспечение компаний Hewlett – Packard и Microsoft.
В настоящий момент мониторинг ИТ – инфраструктуры КЭРППиТ осуществляется круглосуточно. Организован контроль сети передачи данных, серверного оборудования, ПО и программных комплексов, развернутых на удаленных площадках. Автоматизирована подготовка ежедневных отчетов, в которых отражаются данные о работе оборудования, в частности, сведения о недоступности тех или иных сервисов и сбоях в работе подсистем. Данные отчетов хранятся на сервере системы и доступны за любой период времени с начала ее функционирования. Система регулярно формирует отчеты о составе оборудования и ПО, что необходимо при планировании изменений, модернизации оборудования и внедрении новых ИТ – услуг.
Результат
Работа была рассчитана на шесть месяцев, но заинтересованность руководителей и ИТ – специалистов КЭРППиТ в результатах проекта и активное участие в его реализации позволили завершить проект на два месяца раньше запланированного срока.
Особое внимание было уделено обучению специалистов отдела ИТ Комитета. Оно осуществлялось в два этапа. На первом, по рекомендации компании « Инфосистемы Джет », сотрудники отдела прошли обучение на специализированных курсах производителей ПО. А на втором – специалисты компании « Инфосистемы Джет », осуществлявшие установку программных продуктов, в ходе проекта организовали практическое обучение основным способам и методам работы с системой.
Система управления ИТ обеспечивает вы полнение следующих функций:
- контроль работоспособности и производи тельности активного сетевого оборудования:
- выявление нештатных ситуаций в сетевой инфраструктуре;
- обеспечение возможности графического отображения топологии сети;
- сбор и агрегация данных о значениях контролируемых параметров активного сетевого оборудования;
- учет и инвентаризация активного оборудования;
- контроль серверов и приложений:
- контроль доступности и производитель ности серверного оборудования, ОС, СУБД и приложений;
- корреляционная обработка параметров мониторинга на уровне программных агентов (для серверов), с целью исключения незначащей, дублирующей информации;
- выполнение автоматических корректирующих действий, включая запуск программ, на объекте управления;
- графическое отображение дерева сервисов в виде карты взаимосвязанных объектов всех элементов ИТ среды (сеть, серверы, приложения, базы данных), обеспечивающие функционирование заданной ИТ услуги (т.е. оценка доступности ИТ услуг и приоритезация работ в зависимости от степени влияния проблемы на ИТ услугу);
- генерирование отчетов о работе ИТ инфраструктуры, которые представлены в виде собственно отчетов (в форме таблиц или текстов) либо в форме графов (графическое представление показателей функционирования объектов мониторинга).
В контур системы управления серверами и приложениями включены все основные ИС.
- управление серверами и рабочими местами:
- учет (инвентаризация) аппаратных и программных ресурсов ИТ инфраструктуры;
- контроль удаленных установки и инсталляции ПО;
- удаленное управление компьютерами (функция Remote Control).
Работы по настройке и апробации системы проводились специалистами ИТ – отдела одновременно. Это дало возможность оперативно вносить необходимые изменения на всех этапах работ, и, следовательно, сократить время внедрения решения.
В результате проекта заказчик получил эффективную систему управления ИТ, которая позволяет контролировать и наглядно оценивать текущее состояние и работу всех элементов ИТ – инфраструктуры организации. Ее внедрение позволило достичь следующих результатов:
- повысить устойчивость работы информационных систем организации;
- автоматизировать деятельность персонала отдела ИТ по мониторингу и управлению конфигурацией ИТ – инфраструктуры;
- сократить время локализации и устранения проблемных ситуаций;
- получать консолидированные отчеты о функционировании системы и обеспечить сохранность этой информации в течение длительного времени;
- осуществлять обоснованную приоритезацию выполняемых работ;
- обеспечить руководство отдела ИТ оперативной и статистической информацией о работе ИТ – инфраструктуры.
В рамках проекта была решена задача повышения защищенности рабочих мест пользователей ИТ за счет централизованного распространения « разрешенного » программного обеспечения и предназначенных для него пакетов обновлений. Это позволило значительно снизить нагрузку на персонал отдела ИТ.
После завершения проекта специалисты компании « Инфосистемы Джет » осуществляли сервисную поддержку системы управления ИТ КЭРППиТ: выполнялись работы по проверке, оценке функционирования, а также по запросам заказчика, « донастройке » развернутой системы.
Развитие проекта
Специалистами компании « Инфосистемы Джет » было проведено обследование организации деятельности по управлению и эксплуатации ИТ – инфраструктуры КЭРППиТ. В результате была дана оценка текущего уровня зрелости процессов деятельности в соответствии со стандартом CobIT, определены основные направления дальнейшего развития в рамках внедрения сервисного подхода к управлению ИТ. В частности, было дано заключение о том, какие процессы управления ИТ являются основными, критичными для работы Комитета и требуют внимания и поддержки. Было определено, какие из процессов и в каком объеме необходимо внедрять и детализировать для обеспечения функционирования ИС в условиях развития системы, изменения нагрузки, повышения уровня требований пользователей к качеству ее работы.