Во всех бизнес-учебниках и историях успеха написано, что основная задача любого современного стартапа – это максимально быстрое доведение идеи до продукта с последующей его демонстрацией конечному потребителю, получение от потребителя обратной связи (вовлечение потребителя в процесс разработки), коррекция продукта по результатам обратной связи, доработка и вывод на рынок новой версии продукта, масштабирование, получение очередной обратной связи и т.д. Круг замкнулся. Можно называть этот подход как угодно, хоть Agile, хоть RAD. Независимо от названия именно он позволяет уживаться с тем, что первая реализация продукта из идеи обычно бывает очень сырой, количественно или качественно далекой от реальных потребностей конечного потребителя и требующей оперативной коррекции. Книжки по стартапам учат, чем быстрее удается перепробовать разные варианты реализаций одной и той же идеи в поисках именно того, что нужно потребителю, тем успешнее в коммерческом плане в итоге будет стартап.
Теперь давайте сравним этот процесс (в самом общем виде) с тем, что происходит в корпоративном бизнесе, который, казалось бы, уже страшно далек от стартапов. Рассмотрим задачи, которые решают проектные команды на старте нового проекта:
- Рождение и формулирование бизнес-идеи.
- Расчет ее финансовой модели.
- Презентация вариантов реализации бизнес-идеи с экономическим обоснованием руководству.
- Получение обратной связи.
- Корректировка: постановки задачи/модели/реализации.
- Новая презентация руководству с последующими многочисленными корректировками.
- И, наконец, в случае успеха: Утверждение бюджета на проект.
Невооруженным глазом видно, что преследуются, по сути, одни и те же цели и решаются очень близкие задачи. Это связано с тем, что для зарегламентированного и обложенного инструкциями корпоративного ландшафта ИТ каждый новый перспективный проект, выбивающийся из сложившихся годами, окаменевших стандартов и типовых подходов, часто является ни чем иным, как своеобразным корпоративным стартапом – раздражающим конкурентным элементом.
Очень сложно сказать, какому из этих стартаперов легче. Судя по нашему многолетнему опыту компании-интегратора, труднее как раз корпоративному – ведь если большинство традиционных стартапов создают продукт «с нуля» в вакууме, то корпоративный стартап должен учитывать существующие в компании бизнес-процессы, корпоративные стандарты, прикладное окружение, инфраструктурные ИТ-стандарты и т.д., демонстрируя при этом экономическую целесообразность и финансовую привлекательность для руководства и инвесторов.
Требования к ИТ-платформе
Итак, давайте рассмотрим, какие требования, исходя из общих условий и задач, предъявляют все стартапы к ИТ-инфраструктуре:
- Исходя из основной задачи максимально быстрого доведения материализованной идеи стартапа до конечного потребителя требуется минимальное время развертывания ИТ-платформы после принятия решения о старте проекта.
- Разворачиваемая ИТ-платформа должна состоять из компонентов, максимально похожих на те, что потребуются в дальнейшем заказчикам или уже установлены у большинства потенциальных заказчиков.
- Компоненты ИТ-платформы должны быть максимально типовыми для рынка оборудования и HR, чтобы не возникло трудностей как с поставками оборудования, так и с поиском администраторов для поддержки ИТ-платформы.
- Нужна четкая дорожная карта по применяемым продуктовым линейкам (оборудования и программного обеспечения) на ближайшие минимум 3 года, а также устойчивое положение компании-изготовителя на рынке, чтобы при необходимости масштабирования или запуске в производство вдруг не оказалось, что аналогичное оборудование купить уже невозможно.
- ИТ-платформа и обслуживающий ее персонал обычно представляют затратную часть любого проекта, поэтому платформа должна быть спроектирована и построена таким образом, чтобы требовать минимальных усилий по ее поддержанию в рабочем состоянии минимальным числом администраторов.
- Надежность ИТ-платформы должна быть обеспечена в той мере, в какой это требуется для решения конечной задачи.
- ИТ-платформа должна содержать в своем составе элементы резервирования и необходимую избыточность компонентов, чтобы случайный выход из строя какого-то простейшего элемента (например, блока питания) не приводил к срыву сроков разработки, презентации решения инвесторам или руководству и, как следствие, не ставил под угрозу весь проект.
- Даже (особенно) если для развертывания платформы приобретается абсолютно новое оборудование, нужно быть готовым к тому, что, по статистике, в первые 3 месяца эксплуатации могут быть сбои по причине банального производственного брака. Поэтому лучше заранее проработать варианты и условия гарантийной замены или позаботиться о ЗИПе.
- Очень важно, чтобы ИТ-платформу можно было типовым образом горизонтально масштабировать стандартными «строительными блоками» с линейным ростом производительности и затрат, без неоправданного скачкообразного роста графика финансовых затрат при масштабировании.
- Наконец ИТ-платформа должна покомпонентно исчислясться в своих параметрах производительности – всегда важно знать, что и куда нужно добавить для повышения быстродействия. А следовательно…
- ИТ-платформа в обязательном порядке должна включать в состав средства управления, мониторинга и контроля работоспособности и производительности всех своих компонентов.
Список требований получился весьма обширным, не будем скрывать, без определенного интеграторского опыта достаточно сложно заранее все учесть и самостоятельно построить ИТ-платформу без ошибок. Но, конечно, мы не стали бы об этом писать, если бы у нас не было каталога готовых простых и надежных решений.
Две стороны ИТ
Перед тем как переходить к конкретным рекомендациям, нужно рассказать о еще двух отличиях стартапов, которые существенно влияют на методы построения ИТ-платформы. Это даже не отличия, а, скорее, две разные формы бизнеса, применяющего ИТ.
Первая группа – это стартапы ИТ-ориентированного (IT-driven) бизнеса или электронного бизнеса. Этот бизнес монетизирует непосредственно ИТ и ИТ-сервисы. Такой бизнес строится на эксплуатации эксклюзивных ИТ-решений или эксклюзивных свойств уникальной ИТ-платформы. К его примерам можно отнести компании, предоставляющие базу под различные облачные услуги, телеком-компании, платформы под различные социальные сети и т.д. Ярчайшим примером таких некогда стартапов можно назвать Google, Facebook, Instagram.
Вторая группа – это все остальные компании, применяющие ИТ тогда и там, где это или облегчает ведение бизнеса, или нужно для соответствия внешним требованиям. Иными словами, ко второй группе относится подавляющее большинство бизнесов, которые когда-то обходились и без ИТ: банкинг, магазины, промышленное производство… и т.п. предприятия реального бизнеса реальной экономики.
Из принципиального отличия степени влияния или степени проникновения ИТ в бизнес этих двух групп проистекает различие требований к ИТ-платформе первой и второй группы бизнесов.
Требования для первой группы. Обычно платформы под свои электронные бизнесы на этапе стартапа такие компании создают сами, прекрасно ориентируясь в современных ИТ-технологиях и в их возможностях. Здесь слово «создают» далеко не всегда (и чем дальше, тем все реже) означает, что речь идет о физическом оборудовании или физической площадке. Таким стартапам достаточно на вход быстро получить виртуальную площадку из облака с набором типового оборудования и системного программного ПО, удовлетворяющую набору требований из предыдущего раздела, а уж business value они получают за счет прикладного ПО собственной разработки и/или сервисов на его основе.
Для второй группы (традиционные бизнесы) тоже обычно не нужна никакая специфическая платформа, а нужно максимально стандартное оборудование с его минимальной кастомизацией для сокращения издержек. Но в отличие от компаний первой группы прикладное ПО для таких предприятий тоже обычно применяется типовое (облачная бухгалтерия, инструменты налоговой отчетности, CRM, почтовые сервисы и т.д.), поэтому платформа для этих стартапов может сразу смело включать весь прикладной слой, вплоть до инструментов офисной работы.
А теперь резюмируем основные мысли, которые мы хотели донести в этой статье.
Сегодня для стартапа любого вида и типа наиболее целесообразным и эффективным способом получения ИТ-платформы является аренда ресурсов. При аренде нужно искать максимально типовой сервис, предоставляющий максимально близкий уровень к требуемому (не нужно арендовать стойки, если нужна виртуальная платформа, нужно сразу искать предложения по аренде виртуальной платформы).
Для первой группы (ИТ-бизнесов) нужен интегратор, который быстро и качественно соберет им собственную ИТ-платформу с учетом всех зависимостей или поможет сформировать требования к арендуемой площадке и выбрать ее. Географически ИТ-платформа может быть размещена или в собственном ЦОДе заказчика или на любой внешней площадке (ВЦОД «Джет» как один из возможных вариантов).
Для второй группы (традиционные бизнесы), где не нужна специфическая платформа, а нужно максимально стандартное оборудование с минимальной кастомизацией, нужен внешний ИТ-архитектор, который поможет сформировать требования и выбрать оптимальную площадку для аренды сервиса.
Исходя из годового цикла бюджетирования в корпоративном секторе, квартальной отчетности и длительных сроках обоснования новых затрат, а также 1–2-месячных сроков поставок оборудования аренда ресурсов здесь также самый простой и быстрый способ получения ИТ-платформы.
Частный случай – быстрая организация временной ИТ-платформы на период тестирования и разработки на внешних арендуемых мощностях. Кроме сроков получения есть еще один плюс – возможность моментально получить дополнительные ресурсы из пула ресурсов арендодателя при ошибке в оценке в потребностях, возможность провести точный сайзинг при опытной эксплуатации и отдать в закупку уже уточненные спецификации.
На рынке много предложений от коммерческих площадок, предоставляющих типовые стандартные серверы и платформы, и мы можем сформировать требования исходя из реальных потребностей бизнеса, помочь с выбором площадки, организовать миграцию, оказать техническую поддержку, провести мониторинг производительности и т.д. независимо от того, что это – ВЦОД «Инфосистемы Джет» или другая коммерческая площадка.