Для изготовления фальшивой доверенности не требуется больших усилий и внушительных денежных средств по той простой причине, что сотрудники офисов обслуживания операторов связи не обязаны и не могут делать заключение о достоверности предоставляемый им доверенности на выполнение тех или иных действий. Соответственно, доверенность может быть изготовлена в любых условиях и являться достаточно примитивной подделкой. К подделке паспортов для замены/восстановления SIM-карт обычно не прибегают, т. к. зачастую хватает и обычной доверенности. К тому же все это не имеет значения, если сотрудник оператора связи в сговоре с мошенником.
Если же проводить причинно-следственную связь, то зачастую замена SIM-карты с номером (MSISDN), зарегистрированным для получения доступа в интернет-банкинг, является следствием, а причина заключается в том, что мошенники получили наводку на жертву: располагают сведениями о средствах на счетах человека, его паспортных данных, привязанном MSISDN и т.д. Только после получения этой информации мошенники приступают ко «второй фазе» реализации схемы – собственно, к замене SIM-ки и к ее оперативному использованию для получения доступа в интернет-банкинг.
Поэтому главные вопросы заключаются в том, кто и каким образом передает ценную информацию о потенциальных жертвах мошенникам. Способов масса, источниками информации могут служить как сами жертвы (халатное отношение к хранению своих персональных данных, социальная инженерия) или сотрудники банков, так и сотрудники государственных структур, обладающих возможностями для получения необходимых данных.
Второй по важности вопрос – как используют полученную информацию. Как уже было сказано, сотрудники офисов обслуживания операторов связи не обязаны быть компетентными и проводить проверки паспортов или доверенностей на подлинность, так что с них нет никакого спроса. Поэтому все, что требуется от мошенников, – сделать фальшивую доверенность на выполнение действий по замене SIM-карты и оперативно осуществить доступ в интернет-банкинг. Увы, их оперативности можно только позавидовать: на это у них уходит максимум несколько минут. Выйдя из офиса обслуживания оператора связи, мошенник садится в машину и сразу входит в интернет-банкинг.
Тандем банков и операторов?
Требования к защите информации о клиентах должны затрагивать не только банки, но и операторов связи. Сегодня банки не являются носителями информации о замене клиентом SIM-карты (IMSI), и операторы не обязаны предоставлять им эти сведения. Да и вопрос о предоставлении этих данных тоже спорный: они будут полезны лишь в случае их передачи в режиме реального времени либо близко к этому, иначе смысл теряется.
Когда мошеннические схемы становятся изощренными и состоят из массы звеньев, предшествующих собственно хищению денежных средств, тогда в качестве регулятора и гаранта безопасности должны выступать правоохранительные органы. В подобных случаях требуется единый центр, который будет аккумулировать информацию от операторов связи и передавать ее в банки. Иначе операторы, скорее всего, будут оказывать помощь банкам за отдельную плату (что корректно в рамках бизнеса и их трудозатрат), а банки будут вынуждены дополнительно развивать свои антифрод-системы. Конечно, крупные банки могут себе это позволить без особых изменений для своих клиентов, но что делать остальным финансовым организациям?
Таким образом, пока не будет отдельного контроля и координации борьбы с мошенничеством в сфере высоких технологий со стороны государства, остается лишь надеяться на крепкую информационную и экономическую безопасность и ИТ-подразделения банков, либо на феноменальную бдительность самих граждан.