Некоторые сведения об активах и способах управления ими
Программное обеспечение Программное обеспечение

В данной главе мы дадим несколько общих понятий и главные из них: активы, отказы, дефекты, ремонты и ЕАМ-система, которая выступает в качестве инструмента для повышения эффективности бизнес-процесса, в котором эти понятия совместно существуют (он называется ТОиР - техническое обслуживание и ремонт).

Главная>Программное обеспечение>Некоторые сведения об активах и способах управления ими
Программное обеспечение Тема номера

Некоторые сведения об активах и способах управления ими

Дата публикации:
23.08.2010
Посетителей:
2692
Просмотров:
2553
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Дмитрий Казанский В прошлом - начальник отдела решений EAM компании «Инфосистемы Джет»
В данной главе мы дадим несколько общих понятий и главные из них: активы, отказы, дефекты, ремонты и ЕАМ-система, которая выступает в качестве инструмента для повышения эффективности бизнес-процесса, в котором эти понятия совместно существуют (он называется ТОиР – техническое обслуживание и ремонт).

 

 

Активы, в том понимании, которое мы используем в данном случае – это разнообразное технологическое оборудование, которым располагает предприятие. Почему этим нужно заниматься? Ответ довольно банален – оборудование создает прибыль и кормит, но порождает другой вопрос – а почему этому не придавали значения раньше? Все дело в том, что владельцы до недавнего времени зачастую были временными и ставку делали на спекулятивную перепродажу, а не на рачительное многолетнее использование. Отсюда, к сожалению, и вытекает подход к данному вопросу, имевший место последние несколько лет – эксплуатировать оборудование до полного износа, а потом продать на металлолом или вообще выбросить. Сегодня в целом ситуация с владельцами предприятий понемногу меняется – постепенно в индустрию приходят люди, осознающие важность правильной политики в отношении технологического оборудования и доказывающие правильность данного подхода цифрами – прибыли будет больше, а штрафов – меньше, если оборудование не хищнически эксплуатировать, а все-таки обслуживать и ремонтировать. Без ТОиР не может быть организована эффективная эксплуатация основных средств предприятия (активов). Это самый распространенный, наиболее частый и доступный по объему расходуемых ресурсов способ их восстановления (напомним, что восстановление основных средств осуществляется также посредством их модернизации или реконструкции).

Жизненный цикл оборудования

 

В общем случае процесс управления жизненным циклом актива складывается из четырех этапов: покупка (1), наладка и ввод в эксплуатацию (2), эксплуатация и реконструкция актива (3), реализация или утилизация актива (4). Нас в большей степени интересует второй и третий этапы – на них актив приносит максимальную прибыль, к тому же на данных этапах польза от внедрения средств автоматизации может быть максимальной.

 

Рис. 1. Фазы эксплуатации актива

 

Известно, что интенсивность отказов оборудования на протяжении всего жизненного цикла различна. На начальном этапе возможны отказы, спровоцированные дефектами сборки или некачественными материалами. После определенного времени и проведения соответствующих мероприятий (обычно это гарантийные ремонты), интенсивность отказов падает. Такое положение дел сохраняется, пока оборудование не начинает стареть – приближаться к своему пределу эксплуатации. В течение этого времени интенсивность отказов постоянна или постепенно нарастает, но остается в рамках допустимого. В идеале хотелось бы, конечно, продлить эту фазу. Как раз на это и направлены различные ремонтно-восстановительные мероприятия. По истечении данного времени интенсивность отказов нарастает уже в существенной степени и справиться с ними становится проблематично. Текущие ремонты уже не оправдывают себя и, как следствие, ставится вопрос о списании оборудования и его утилизации. К этому моменту оборудование полностью самортизировано, выработало свой ресурс, проводится его демонтаж. Качественно эту ситуацию иллюстрирует рисунок 1 .

 

Рис. 2. Увеличение продолжительности фазы нормальной эксплуатации актива

С появлением EAM-систем появилась возможность управляемого продления фазы нормальной эксплуатации оборудования путем формирования и реализации правильной политики технического обслуживания. В результате на рисунке 2 мы имеем другой график (серая линия), на котором видно, что интенсивность отказов, которая делает нецелесообразной эксплуатацию оборудования, наступает по времени существенно позже. Вот в этом, если говорить о макроуровне, и состоит задача ЕАМ-систем – специальными информационными сервисами способствовать продлению активной фазы жизненного цикла оборудования.

 

Понятие EAM-систем

 

Иногда в качестве синонима для ЕAM используют аббревиатуру CMMS (Computer Maintenance Management System – системы компьютерного управления обслуживанием оборудования). Этим термином охватывается более узкий класс систем – только техобслуживание. При позиционировании двух классов систем друг относительно друга надо обращать внимание на характер задач, которые решают CMMS и EAM-системы соответственно. Первые, кстати, исторически явились предтечей вторых и фокусируются они на решении локальных задач по поддержанию готовности оборудования без учета затрат на его обслуживание. Напротив, стратегическая цель применения EAM-систем состоит в максимизации прибыли предприятия. Там, где в цепочке ТОРО появляются финансы, снабжение и сбыт – CMMS передает эстафету EAM-системе. Пользователями более простых CMM-систем является обычно инженерно-технический персонал и менеджеры среднего звена, в то время как с EAM-системой работают сотрудники разнообразных отделов, и не только подчиняющиеся Главному Инженеру.

 

Таким образом, мы описали (разумеется, весьма крупными мазками) те задачи, на решение которых нацелены ЕАМ-системы в целом. Если перейти к программной реализации EAM-функционала, то в той или иной степени его можно обнаружить как в самостоятельных ЕАМ-системах (например: IBM Maximo, Datastream), так и качестве подсистем в составе ERP-систем (модулем в таких системах как SAP или Oracle EBS). Есть и отечественные предложения в этой сфере, они функционально попроще и в целом подешевле (ТРИМ, Mercury GT). Но анализ фукнционала конкретного продукта не является нашей задачей сегодня, поэтому предлагаем спуститься с макроуровня к наиболее прикладным вопросам, которые в большей степени близки к практике использования таких систем.

 

Неисправности

 

Как известно полностью исправного оборудования (изделия) не существует. Поэтому стоит ввести определенную классификацию видов неисправностей, в нашем случае характеристики будут касаться всего трех состояний объекта :

 

  1. Вполне работоспособен (пусть и не полностью исправен, зато понятно в чем).
  2. Вызывает подозрения.
  3. Неработоспособен.

 

В связи с этим возникает понятие надежности актива, в описании которого не обойтись без ГОСТов. В соответствии с ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения» надежность трактуется как свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Как видно из определения, надежность является комплексным свойством, которое зависит от следующих состояний актива.

 

Исправное состояние. Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

 

Неисправное состояние. Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

 

Работоспособное состояние. Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

 

Неработоспособное состояние. Состояние объекта, при котором значения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

 

Предельное состояние. Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима, нецелесообразна либо физически невозможна, при этом восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

 

Переход объекта (актива) из одного технического состояния в другое обычно происходит вследствие возникновения событий: повреждений или отказов. Согласно ГОСТ 27.002-89 отказ – это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

 

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния. Переход объекта из исправного состояния в неисправное не всегда связан с отказом.


В ГОСТ 15467-79 введено еще одно понятие – дефект. Дефектом называется каждое отдельное несоответствие объекта установленным нормам или требованиям. Дефект отражает состояние, отличное от отказа. В соответствии с определением отказа, как события, заключающегося в нарушении работоспособности, предполагается, что до появления отказа объект был работоспособен. Отказ может быть следствием развития неустраненных повреждений или наличия дефектов.

 

Борьба с отказами

 

Описав базовую классификацию нарушений функционирования, имеет смысл обозначить различные варианты их устранения.

 

Ремонт – это комплекс работ по уменьшению степени физического износа и восстановлению ресурса основных средств путем замены отдельных износившихся конструктивных элементов (деталей, частей, узлов), по устранению поломок и повреждений, направленный на поддержание основных средств в исправном и рабочем состоянии.

 

Различаются планово-предупредительные и аварийные ремонты. Планово-предупредительные ремонты осуществляются в целях профилактики простоев основных средств и проводятся до наступления сбоя в работе оборудования. Они представляют собой систему спланированных организационно-технических мер по выявлению, контролю состояния, а при необходимости – замене конструктивных элементов, выработавших свой ресурс (нормативный срок службы), хотя фактически эти элементы еще могут быть в рабочем состоянии. Такие ремонты неразрывно связаны с техническим обслуживанием – межремонтными работами по поддержанию основных средств в рабочем состоянии, созданию нормальных условий их эксплуатации, своевременному и систематическому предохранению от преждевременного износа путем осмотра, ухода, специальной очистки, смазки, проверки на точность и иные характеристики, регулирования, настройки и т.д. Напротив, аварийный ремонт осуществляется в целях восстановления работоспособности уже неисправного объекта, когда необходимо устранить фактически имеющиеся повреждения и поломки, произошедшие в результате аварий или неудовлетворительной эксплуатации, стихийных бедствий (в последнем случае ремонт называют восстановительным).

 

Вышеизложенное укладывается в схему (см. рис. 3 ), в которой выделяются две зоны и одно состояние:

 

  • зона, находясь в которой актив не вызывает опасений относительно своей работоспособности (условно исправное состояние объекта эксплуатации);
  • зона, в которой эксплуатация возможна, но есть повреждения, ухудшающие параметры эксплуатации, при этом не делающие ее невозможной;
  • состояние отказа оборудования, где эксплуатация невозможна.

 

Внутри зон, как можно видеть, являются осмысленными операции техобслуживания. Они не улучшают принципиально степень исправности, но позволяют не развиваться дефектам или замедляют их развитие.

 


В теории надежности, как правило, предполагается внезапный отказ, который характеризуется скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. На практике приходится анализировать и другие отказы, к примеру, ресурсный отказ, в результате которого объект приобретает предельное состояние, или эксплуатационный отказ, возникающий по причине, связанной с нарушением установленных правил или условий эксплуатации.

 

Возвращаясь к вопросу техобслуживания, в отечественной практике неаварийные ремонты подразделяются на:

 

  • текущие – минимальные по объему и стоимости работ, обеспечивающие нормальную эксплуатацию основных средств до следующего очередного ремонта и состоящие из замены некоторых изношенных деталей. Они состоят в устранении мелких повреждений и неисправностей, не затрагивающих основных агрегатов и узлов оборудования, несущих конструкций зданий и сооружений. Периодичность текущих ремонтов не велика, т.е. в течение года они могут осуществляться неоднократно;
  • средние – более трудоемкие и дорогие, состоящие из замены и восстановления изношенных деталей, для чего требуется частичная разборка ремонтируемого оборудования. Как правило, периодичность проведения средних ремонтов не может быть менее одного года;
  • капитальные – наибольшие по объему и стоимости работ, охватывающие объект целиком, при которых агрегаты полностью разбираются, заменяются все изношенные детали и узлы, ремонтируются все базовые и корпусные детали, после чего агрегаты вновь собираются, регулируются и испытываются, разбираются и заново монтируются части зданий и сооружений. Периодичность проведения капитальных ремонтов значительно превышает периодичность средних ремонтов.

 

Отнесение некоего объема ремонта к тому или иному типу из перечисленных выше – обычно определяется внутриотраслевыми нормативными документами, универсальных критериев нет.

 

Рис. 3. Переходы состояний элемента в ТОиР

 

Кроме ТОиР как таковых, есть еще и политики (ситуации) для их применения. Перечисленные ниже виды политик в отношении оборудования в той или иной степени поддерживаются во всех EAM-системах:

 

  • по отказу – применяется к неответственному оборудованию, отказ которого не приводит к аварии или простою, а также трудно и относительно дорого прогнозировать состояние;
  • по регламенту (календарный и наработка) – применяется к поднадзорному и застрахованному оборудованию, находящемуся на гарантии. Отказ может привести к аварии;
  • по фактическому состоянию (РФС) – применяется к ответственному, дорогому в обслуживании оборудованию. Отказ приводит к остановке или аварии. Вид политики предполагает возможность получать это фактическое состояние каким-то образом (способы получения могут быть различными – от листа осмотра до снятия сигналов с датчиков АСУТП).

 

В качестве рычагов управления состоянием актива упомянем еще модернизацию и реконструкцию. Оба эти термина связаны с проведением работ, которые своим результатом имеют не восстановление исходных характеристик актива, а их улучшение. Обычно реконструкцию и модернизацию не считают видом ремонта. Но «правильной» ЕАМ-системе надо различать эти виды воздействий, так как у них различные экономические последствия.

 

Имеет смысл также отметить такое важное свойство (особенность) некоторых активов как протяженность (ЛЭП, дороги, трубопроводы и пр.). Альтернативой протяженности является сосредоточенность актива, то есть расположение его в рамках локальной территории (завод, фабрика, ТЭЦ, ГЭС и пр. ). Это различие влияет на возможность прогнозирования неприятностей, происходящих с активом. Оно используется, в основном, при планировании операций над активом. Подчеркнем, хорошая ЕАМ-система «понимает», что активы бывают сосредоточенные и протяженные.

 

При описании активов широко используются термины «элемент» и «система». Под элементом понимается часть сложного объекта, которая имеет самостоятельную характеристику надежности, используемую при расчетах и выполняющую определенную частную функцию в интересах сложного объекта, который по отношению к элементу представляет собой систему.

 

Например, каждый изолятор, объединенный в гирлянду, выполняет роль элемента, а гирлянда изоляторов – это система. На трансформаторной подстанции выключатели, отделители, разъединители, силовые трансформаторы и т.п. являются элементами, а сама подстанция является системой. Из приведенных примеров видно, что в зависимости от уровня решаемой задачи и степени объединения анализируемых аппаратов и устройств определенный объект может в одном случае быть системой, а в другом – элементом.

 

Так при анализе надежности трансформатора его можно «разложить» на множество элементов: обмотки высокого и низшего напряжения, высоковольтные и низковольтные вводы, магнитопровод, бак трансформатора и т.д. С другой стороны, для трансформаторной подстанции трансформатор удобнее представить как элемент, у которого есть свои характеристики надежности, нормативно-техническая документация, требования к эксплуатации.

 

Получается, что в большинстве случаев сложно-структурированные производственные или технологические активы включают в свой состав компоненты, требующие разных политик ТОиР. Возьмем для примера обычный автомобиль и увидим, что он требует применения одновременно всех трех политик ТОиР. Вот некоторые (далеко не все) критерии необходимости вмешательств (разных видов):

 

  • тормозной путь;
  • расход масла;
  • расход бензина;
  • дымность выхлопа;
  • целостность фар;
  • прямолинейность движения;
  • максимальная скорость;
  • плавность хода;
  • расход резины;
  • ухудшение чувствительности приемника;
  • закрываемость дверей и капота;
  • работа стеклоочистителей;
  • заполненность пепельницы;
  • оцарапанность бампера;
  • переключаемость передач и пр.

 

Эксплуатация автомобиля сопряжена с необходимостью оперативно анализировать вышеуказанные (и, разумеется, другие) критерии. Они дают возможность понять, как «себя чувствует» объект нашего внимания. У этих параметров «богатая и разнообразная жизнь». Одни из них могут деградировать быстрее, другие медленнее, третьи – переходят в критическое состояние дискретно (1=>0). На некоторые характеристики стоит обращать внимание даже при 5% ухудшении, для других этот порог может достигать 90%-ной отметки. Часть из них может деградировать «автономно» (не оказывая влияния на другие характеристики), переход же в критическое состояние вторых происходит параллельно с деградацией еще каких-то зависимых от них характеристик (образуется некая связь между ними).

 

Отсюда и способ получения значений той или иной характеристики может быть различный – автоматическое измерение, неавтоматическое измерение, косвенное – по значениям других характеристик (то есть непосредственно неизмеряемое). И как следствие, вид ремонта может быть функцией от степени деградации, а может – и нет. К тому же сами характеристики могут быть полностью или частично восстанавливаемые в ходе ремонта или техобслуживания.

 

Таким образом, деградация параметра или характеристики может происходить разнообразно, но не на все надо реагировать обслуживанием. Возможно необходимо просто перевести агрегат в щадящий режим – уменьшить нагрузку. Модели деградации сегодня, увы, не входят в стандартную функциональность EAM-систем.


Для того, чтобы разобраться «за что хвататься» в первую очередь, можно воспользоваться методикой RCM2 (Reliability Centered Maintenance или «Техническое обслуживание, ориентированное на надежность»).

 

Эта методика, если говорить несколько упрощенно, направлена на выявление критических компонент оборудования, от исправности которых зависит функционирование системы в целом. Если у вас десятки или сотни тысяч единиц оборудования, взаимодействующего многими способами, то эта задача не представляется тривиальной. Поэтому, конечно, эта методика наиболее востребована в авиации, судостроении, энергетике, машиностроении.

 

Для приведенного выше примера с автомобилем заполненность пепельницы, конечно, неприятна (и для определенной категории публики является несомненным поводом сменить авто), но в реальной жизни гораздо важнее исправность датчика ВМТ. Если он не работает – все остальное вообще не имеет смысла, будь оно все хоть абсолютно новое. Возможность получения такого разбиения для сложной системы на такие цепочки взаимовлияющих компонент – несомненная польза от RCM2. Методика дает возможность взглянуть на свои активы в ином разрезе, создать правильные приоритеты, понять, как оптимально защитить от отказов дорогостоящее оборудование, найти правильный баланс между ППР и РФС.

 

Пример с автомобилем, как мы надеемся, показывает, что выстроить политику ТОиР для серьезного объекта, который создает такой большой поток различным образом получаемой параметрической информации – не очень то просто, если вообще реально. Поэтому зачастую применяют заведомо укрупненный ремонт, стоимость которого на порядок выше реально необходимого. Самое логичное, но и самое трудное при этом – для каждой характеристики определить характер ее деградации (линейная, экспоненциальная, скачкообразная, какая-то иная), ввести предельное значение и начать каким-либо образом (автоматизировано или нет) отслеживать его.

 

Часто в сферу понятия ТОиР вкладывают еще и поддержку борьбы с нештатными ситуациями. Если что-то подобное происходит, то возникает вполне определенная логика устранения. Чем может помочь ЕАМ-система в этом случае? Все, что нужно сделать системе в этом случае – выполнить 4 задачи:

 

  • мониторить характеристики объекта;
  • распознать (не пропустить, отфильтровать) важное (значимое для ТОиР) событие;
  • понять, что с этим делать;
  • проконтролировать действия.

 

Эта простая на словах парадигма работы на деле не так тривиальна, как кажется со стороны. Для начала необходимо создание каталога ситуаций (каталога симптомов) на оборудовании, которые требуют вмешательства. Примеры таких симптомов:

 

  • лужа масла под насосом;
  • выше обычного гул турбины;
  • показания приборов;
  • визуально наблюдаемая вибрация и пр.

 

Понятно, что у внешне одинаково проявляемых ситуаций могут быть совершенно разные причины. Поэтому в этот момент включается совсем другой механизм – необходимо создание и поддержка процедур обсуждения с привлечением в сложных случаях экспертов (плюс, возможно, голосование или иная схема принятия решения в ситуации, о которой просигнализировал оператор с объекта). Обычно используется т.н. «дерево поиска неисправностей».

 

Дальше используется третий тип поддерживающих функций – после того, как стало понятно, с какой ситуацией мы имеем дело – оперативно формируется или извлекается из библиотеки шаблонов технологическая карта для устранения неполадок (как угодно можно называть – план необходимых мероприятий, операционная карта, цепочка возможных действий). Затем необходимые действия доводятся до исполнителей.

 

После этого начинается фаза мониторинга того, что реально делается на объекте и где имеются проблемы (плюс разработка вариантов «Если – То»). Анализируется, что можно сделать, если что-то не получается (например, нет нужных запчастей или нет свободных специалистов требуемой квалификации).

 

Разрабатываются и просчитываются альтернативы. Для этого также должна иметься специальная поддержка – четвертого типа.

 

В целом получается взаимосвязанная работа четырех информационных сущностей: каталог симптомов – каталог (дерево) дефектов – каталог техкарт – каталог сценариев замен.

 

При этом нужно по выбранному элементу из одного каталога находить подходящие элементы из следующего каталога. Казалось бы, просто, если непосредственно этим не заниматься, а наблюдать со стороны…

 

Предложенная выше логика весьма похожа на работу штаба по ЧС, но для больших технологических объектов именно так и осуществляется процедура выхода из серьезных нештатных ситуаций (аварий). Сегодня только крупные и высокотехнологичные компании могут себе позволить иметь функциональную поддержку для управления всем процессом в таких нештатных ситуациях, как приведено выше – так называемые Ситуационные Центры. Но тенденцию и общее направление развития соответствующих сервисов отметить, считаем, необходимым.

 

Границы ТОиР

 

Теперь попробуем задать границы самого понятия ТОиР. Сделать это «в целом» можно, увы, только весьма приблизительно. ТОиР предполагает организацию и выполнение соответствующих бизнес-процессов, которые строятся, в свою очередь, из следующих базовых функций (список можно детализировать при желании):

 

  •  описание произвольно глубокой иерархии технологических активов, разработка подробного долгосрочного графика обслуживания оборудования, составление списка деталей, необходимых для планового и внепланового производственного ремонта;
  • приобретение комплектующих по требованию («точно-по-состоянию» в противовес модели «точно-во-время»), логистическое обеспечение покупных деталей;
  • управление персоналом, позволяющее назначать персонал на работы по обслуживанию в соответствии с компетенцией, навыками и опытом;
  • статистический анализ производительности и надежности оборудования;
  • автоматизированный мониторинг текущих параметров оборудования и диагностика;
  • реализация стратегии предупредительного обслуживания;
  • отслеживание серийных номеров и иной паспортной информации отдельных единиц оборудования;
  • ремонт и обслуживание оборудования на месте и по вызову, подготовка наряд-заказов;
  • финансовый анализ на основе подробного учета затрат на ремонт и обслуживание оборудования;
  • управление проектами строительства и монтажа;
  • гарантийное обслуживание;
  • отдельный учет основных, оборотных и других видов активов.

 

Отдавая себе отчет в некоторой размытости понятия ТОиР, тем не менее скажем, что все вышеперечисленное – это и есть ТОиР (как бизнес-процесс). Границы ТОиР не канонизированы, но в целом интуитивно понятны – это факт, к которому можно по-разному относиться, но не признавать его тоже нельзя. На каждом предприятии под термином «бизнес-процесс ТОиР» понимают что-то свое (например, включают или не включают сюда такой процесс как модернизация). И с этим ничего поделать нельзя, да и не нужно. Автоматизированная поддержка выполнения вышеуказанных бизнес-процессов и есть то, что делает практически любая ЕАМ-система (хуже или лучше – это уже другой вопрос). И реализуется весь этот функционал в рамках пяти главных задач:

 

  • подробное описание структуры оборудования, управление запросами на обслуживание, составление расписания и смет на различные работы и предупредительный ремонт;
  • управления материально-техническим обеспечением – соответствующие модули, как правило, интегрируются с системами управления закупками, позволяют автоматически регистрировать поступление/списывание комплектующих и деталей на склад/со склада, ведут спецификации на материалы, управляют заказами на доставку;
  • управления кадрами, привлекаемыми к работам;
  • управление взаимодействиями, предполагаемыми в рамках проведения работ;
  • управления финансами, необходимыми для проведения работ.

 

Стоит отметить, что правильно внедренная ЕАМ-система в любой из перечисленных областей, не просто ведет учет введенной в нее информации, но и проводит ее анализ, что позволяет избегать коллизий с взаимным пересечением используемых инструментов (взаимных ссылок, ссылочный deadlock). Например, при составлении техкарт нередки следующие казусы. Есть указания «распечатывать на компьютере наряд на проведение ремонтных работ по восстановлению электропитания». При проведении в системе анализа, выясняется, что от указанного к восстановлению источника питания как раз и запитывается данный компьютер, на котором как раз все и должно распечатываться. И это не анекдот. Подобные ситуации, увы, нередки.

 

В контексте нашего разговора, хотелось бы также сказать несколько слов о ближайшем будущем ЕАМ-систем. Довольно красиво выглядит идея о транспортировке через Internet руководств по обслуживанию непосредственно к обслуживаемому объекту. При этом человек, проводящий обслуживание техники, может на свой КПК или ноутбук получать с сервера производителя оборудования (находящегося на другом континенте) и визуальное представление обслуживаемого объекта, и список необходимых операций. При необходимости изображение анимируется. В прессе уже появилась информация о тестировании такого способа техобслуживания для самолетов фирмы Boeing. Технически это сделано довольно незамысловато – с сервера производителя поступает информация на компьютер, находящийся вблизи обслуживаемого объекта, а с него по Wi-Fi, например, передается на КПК специалиста, который производит обслуживание. Он может оперативно сверяться с руководством и даже посылать отметки о выполнении тех или иных операций или о заменяемых деталях. На регистрирующей станции все это будет учитываться, и наряд-заказ автоматически закроется при достижении финишной операции. Плюсом к тому создается и отправляется в складскую систему заявка на необходимые запчасти или компоненты. Таким образом обслуживание, в принципе, можно поручать более широкому классу специалистов, и не обязательно высокой квалификации. Следовательно, у той организации, которая занимается ремонтом или техобслуживанием как бизнесом, может возникать экономия (несмотря на то, что контракт с производителем оборудования на предоставление доступа сервисным и ремонтным организациям к своим электронным руководствам, очевидно, не бесплатен). Вопрос пока в другом – далеко не все производители считают разумным заводить у себя такие электронные руководства и обеспечивать доступ к своему специализированному порталу. Пока на такие шаги идут, в основном, производители авиационной техники – то есть вышеописанная технология применяется преимущественно там, где есть сервисные организации (подразделения) и где сервисное обслуживание само по себе стоит дорого. На эту же схему вполне могут перейти судоремонтные предприятия – в том случае, если приходящее на ремонт судно сопровождается соответствующей документацией, используя которую предприятие может проводить нужные ремонты или обслуживание. Такой бизнес для владельцев сервисных (ремонтных) предприятий вполне выгоден – обслуживание подобных «гостевых» активов происходит ровно по той же логике, что и своих собственных – было бы описание актива.

 

Рассмотрев достаточно очевидные моменты «из жизни активов», основные термины и понятия, попытаемся частично охарактеризовать реальную практику ТОиР – то есть ту деятельность, которую в дальнейшем предполагается усовершенствовать внедрением ЕАМ-системы.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

EAM-система как эффективный инструмент для работы

На сегодняшний день и производственники, и ИТ-специалисты крупных предприятий уже ориентируются в назначении EAM-систем. Но по-прежнему остается открытым вопрос: как внедрить EAM-систему, чтобы добиться желаемых результатов и сделать ее применение действительно полезным?

Cистемы управления техобслуживанием и ремонтами

Конечно, про системы управления техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) написано уже достаточно много. Но эту тему нельзя "закрыть" на длительный срок сразу по нескольким причинам.

Интервью с Иваном Шиловым, ведущим специалистом по развитию бизнеса IBM Maximo компании IBM EE/A

При всех безусловных достоинствах EAM-систем реализованные в этой сфере проекты в России пока исчисляются единицами. Чем обусловлена сложившаяся ситуация, и когда можно ожидать ее кардинального изменения? Как можно охарактеризовать российский рынок EAM-решений? Свое мнение высказывает Иван Шилов, ведущий специалист по развитию бизнеса IBM Maximo компании IBM EE/A.

Некоторые аспекты внедрения EAM-систем

До настоящего времени нет единого мнения о сути внедрения. Это больше организационный или инженерно-технический процесс (внедрение-как-программирование vs внедрение-как- консалтинг)? Ответа нет.

Управление проектом внедрения EAM-системы

Нам хотелось бы начать статью ключевыми для процесса внедрения EAM-системы словами: не забывайте, что успешная автоматизация – это не только профессиональные качества команды исполнителя, но и активное участие самого заказчика как на этапе подготовки, так и на стадии реализации проекта.

Пытаясь взглянуть назад..

Помня о бритве Оккама, компактно обсудим, к чему мы пришли в процессе рассуждений на тему управления активами. Информационное обеспечение для успешного ведения необходимой технологической деятельности индустриальным предприятием зиждется на трех китах - ERP-, EAM-, SCADA-системы (возможны небольшие вариации).

Как построить правильные измерители успешности бизнес-процессов в сфере ТОиР?

Сначала поговорим о базовых вещах. Нам часто необходимо приводить абсолютно разные понятия или ситуации к такому виду, чтобы их можно было сравнивать. То есть мы вынуждены подбирать для них общий измеритель. Обычно таким универсальным измерителем является термин «хорошо»: какая из сравниваемых ситуаций лучше, ту и выбираем.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня