Как избежать ошибок при проектировании облачных решений
Виртуализация, облако Виртуализация, облако

В настоящее время весьма актуальными являются вопросы, связанные с построением облачных решений

Главная>Виртуализация, облако>Строили и построили, или Как избежать ошибок при проектировании облака
Виртуализация, облако Тема номера

Строили и построили, или Как избежать ошибок при проектировании облака

Дата публикации:
28.05.2015
Посетителей:
168
Просмотров:
156
Время просмотра:
2.3

Авторы

Спикер
Владимир Алексеев Cистемный архитектор, IBM Россия и СНГ
В настоящее время весьма актуальными являются вопросы, связанные с построением облачных решений. На первый взгляд подобный проект абсолютно идентичен любому другому ИТ-проекту. Однако практика показывает, что, если бы внедрение облака было рядовой процедурой, успешных внедрений в России было бы намного больше. В этой статье мы попытаемся разобраться, в чем же заключается специфика облачного проекта и какие уроки команда архитекторов IBM извлекла из практики проектирования cloud-решений за несколько лет. Давайте рассмотрим несколько популярных в ИТ тезисов, которые являются ошибочными, и поймем, почему они уводят в сторону от истины.

 

 

Тезис № 1: облако – это ИТ-проект

 

На заре появления облачных инфраструктур в России многие вендоры в своих презентациях говорили, что облако – это нечто большее, нежели просто ИТ-проект. Все участники обсуждения условно соглашались, считая это не более чем маркетинговыми заявлениями в стремлении продать идею бизнесу и получить финансирование. Спустя несколько лет практики оказалось: действительно, без активного участия бизнеса проект, как правило, замораживается.

 

Почему так происходит? Возьмем пример создания облака для нужд тестирования и разработки. Одним из ключевых коэффициентов успешности проекта является снижение времени предоставления ресурсов ИТ-инфраструктуры. На момент старта проекта в организации обычно уже существует четкий процесс запроса ИТ-ресурсов: необходимо создать заявку, согласовать ее, затем утвердить на нескольких уровнях, передать администраторам, которые установят, а потом вручную развернут ресурсы. С внедрением облачного решения с точки зрения ИТ существенно снижается время на работу администраторов, связанную с настройкой и разворачиванием системы. Это достигается за счет автоматизации действий. Но ведь весь предыдущий процесс согласования и утверждения заявок остается нетронутым, так как он обычно находится вне ведения ИТ-службы. В этом и заключается главная проблема.

 

В итоге после оптимизации многие заказчики с удивлением осознают, что целевой показатель по времени развертывания до сих пор не достигнут, хотя времени и сил было потрачено немало. Причина проста – была оптимизирована лишь часть процесса. Для успешного использования облака для задач тестирования и разработки бизнес должен, в том числе, изменить сам организационный процесс выделения ресурсов, оптимизировав шаги за счет автоматизации. В противном случае выгода от внедрения облачного решения будет минимальной и, возможно, инвестиции не окупятся в должной мере.

 

Вывод: для успешного внедрения облачного решения, помимо изменений в ИТ-инфраструктуре, необходимы изменения и в организационных процессах, связанных с формальными процедурами выделения ИТ-ресурсов.

 

Тезис № 2: облако – это виртуализация и еще чуть-чуть

 

Если облако является только ИТ-проектом, ИТ-команда решает поставленную задачу классическим способом, а именно при помощи внедрения новых технологий. Как правило, команда понимает необходимость виртуализованной ИТ-инфраструктуры и наличия средств автоматизации как основы для облачного решения. На текущий момент в России уровень зрелости ИТ-инфраструктур таков, что лишь у немногих заказчиков можно встретить единый виртуализованный уровень систем хранения данных или сети. В связи с этим в рамках облачного проекта большее внимание уделяется именно построению программно-определяемых СХД (Software-Defined Storage, SDS) и сети (Software-Defined Network, SDN). Как показывает практика, большая часть усилий ИТ-команды уходит на модернизацию именно этих составляющих ИТ-ландшафта. После ее успешного завершения добавляются средства автоматизации и, возможно, мониторинга, проект по построению облака заканчивается, и результаты демонстрируется бизнесу.

 

И на этом шаге ИТ-команда сталкивается с вопросами со стороны бизнес-заказчика – а что же было сделано и что поменялось для бизнес-пользователей ИТ-систем. Пытаясь объяснить бизнесу важность и необходимость программно-определяемых и виртуализированных сред в рамках облака, ИТ-подразделение, как правило, терпит неудачу, так как с точки зрения бизнес-пользователя система и процесс выделения ресурсов никак не изменились.

 

Здесь нужно отметить, что при всей важности инфраструктурного уровня управления ни в коем случае нельзя забывать о подсистемах, взаимодействующих с пользователями облака. Одной из них является, к примеру, портал, разработку и наполнение которого ИТ-команда в ряде случаев откладывает на конец проекта или вовсе не уделяет ему необходимого внимания. А ведь именно портальное решение является ключевым с точки зрения пользователя облачного сервиса. Также очень часто ИТ-команда выводит за скобки систему учета ресурсов (биллинг) из-за сложности внедрения. Но без полноценного биллинга облачная система действительно является лишь «виртуализацией и еще чуть-чуть», что вызывает недовольство функционального заказчика, бизнеса и ставит под сомнение результаты проекта.

 

Именно из-за необходимости учета специфики построения облачного решения компания IBM на основе практического опыта и проработанной методологии внедрения предлагает в рамках своего продукта IBM Cloud Orchestrator уже встроенный портал, а также интеграцию с системами биллинга, мониторинга, резервного копирования и др.

 

Вывод: портал и средства интеграции с системами мониторинга, резервного копирования и др. также являются неотъемлемой частью облачного проекта наряду с модернизацией ИТ-инфраструктуры.

 

Тезис № 3: облако – лекарство от всех бед для бизнеса

 

Рассмотрим случай, когда инициатором и двигателем облачного проекта является бизнес. ИТ-команда в таких ситуациях зачастую сфокусирована на технологических изменениях. Обычно бизнес-заказчика интересует возможность сократить расходы на ИТ за счет использования облака, ведь именно это производители облачных сервисов указывают как основное преимущество облачного проекта. Бизнес-заказчик старается включить в проект как можно больше из имеющейся инфраструктуры, пытаясь извлечь максимальную выгоду за минимальный срок. Однако попытка сразу охватить всю ИТ-инфраструктуру зачастую натыкается на необходимость внедрения ряда базовых механизмов. Дело в том, что ИТ-инфраструктура должна обладать достаточным уровнем зрелости для использования облачной модели предоставления сервиса. Для бизнеса же необходимость виртуализации и автоматизации ИТ-ландшафта в таком случае не является одним из приоритетов, так как ему непонятна важность этого шага. В итоге зачастую облачное решение не получается внедрить должным образом из-за отсутствия «фундамента» в виде виртуализированной ИТ-инфраструктуры, а бизнес не получает возврата инвестиций и не достигает цели в снижении ИТ-затрат.

 

Вывод: одной из основных рекомендаций на старте облачного проекта является проведение детального анализа существующей ИТ-инфраструктуры на предмет ее готовности к внедрению облака. Специалисты IBM имеют большой опыт в данном вопросе и готовы помочь проанализировать ИТ-инфраструктуру по своим специализированным методикам.

 

Тезис № 4: облако – это просто набор новых технологий

 

Существует мнение, что облако по сути не содержит ничего кардинально нового с точки зрения технологий и не требует кардинальной перестройки существующей ИТ-инфраструктуры. Эта точка зрения является весьма опасной, потому что для успеха облачного проекта необходимо принципиально изменить сам подход к модернизации ИТ-инфраструктуры. Что под этим подразумевается? Как правило, под такой модернизацией подразумевается либо обновление аппаратной или программной части (например, обновление сервера СУБД), либо внедрение какого-либо решения в существующий ландшафт (к примеру, системы мониторинга).

 

Таким образом, большинство ИТ-проектов реализуются в отрыве от понимания требований к ИТ-инфраструктуре в целом. То есть отсутствует governance – общее управление ИТ-ландшафтом. В результате ИТ-проекты по отдельности могут быть весьма успешными, а в целом ИТ-инфраструктура не оптимизирована, присутствуют узкие места, несбалансированность и, соответственно, проблемы с поддержкой бизнес-сервисов и эффективностью работы.

 

В классической инфраструктуре – без облака – анализ ИТ-процессов обычно нужен для выполнения соглашений об уровне услуг (Service Level Agreement, SLA). Но далеко не во всех организациях эти требования к ИТ-инфраструктуре детально прописаны. При внедрении облака бизнес начинает взаимодействовать с ИТ на уровне сервисов, поэтому детальные SLA просто необходимы. В противном случае облако и ИТ в целом не будут удовлетворять требованиям со стороны бизнеса.

 

Вывод: до внедрения облачного решения чрезвычайно важно сформулировать и задокументировать SLA к ИТ-системам, а также уделить внимание оптимизации системы в целом.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Интервью с Владимиром Сушиным, директором Университетского центра Интернет ПГНИУ

ИТ сегодня стали неотъемлемой частью и условием развития не только бизнеса, но и отраслей, которые еще несколько лет назад считались не зависящими от них.

«Компания потеряла 50 млн рублей, потому что 4 часа не могла найти причину проблемы»

Почему подход к мониторингу ИТ-инфраструктуры начал меняться? Какую роль в этом играют Open Source, базы данных и машинное обучение? Почему современные системы мониторинга — это решения Business Critical?

Проблемы безопасности виртуальных сред: заплаточный подход

Прошедший 2012-й год показал, что компании в России начали вести реальную работу в области обеспечения защиты своих виртуальных сред (ВС)

IBM Software Defined Storage: новые технологии, новое мышление

В отчете Worldwide Storage Software QView за II квартал 2014 г. аналитическая компания IDC признала корпорацию IBM ведущим поставщиком программно-определяемых платформ хранения данных (Software Defined Storage Platforms – SDS-P)

Серверная платформа Huawei KunLun – выводы тестирования

Для начала кратко скажем об архитектуре KunLun, поскольку эта информация практически не представлена в русскоязычном сегменте. KunLun создавался как High-End-сервер, отсюда следует дублирование всех его компонентов (в том числе модулей управления и контроллеров NUMA-узлов).

Облако как шаг к трансформации ИТ

Облака, cloud-сервисы, облачные технологии - в последние несколько лет не проходит и дня, чтобы мы не слышали эти слова

ИТ-сервис: тенденции развития

За прошедшие годы ситуация на ИТ-рынке изменилась, и сегодня оказание услуг стандартной технической поддержки вендоры зачастую стараются оставить в своей компетенции и уходят от схемы привлечения для этих целей своих сервисных партнеров.

Кластерные СУБД

Направление развития информационных технологий все чаще затрагивает кластеризацию или разделение БД по нескольким серверам.

Guardium - гвардеец от ИБ

Пожалуй, на современном российском рынке нет компании, которая бы не стремилась минимизировать риски, связанные с несанкционированным доступом к ее критичной информации, которая хранится в базах данных. В своеобразном wish list по обеспечению ИБ бизнеса также находятся поддержание максимальной безопасности данных и контроль действий пользователей БД.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня