Итак, я отец двенадцатилетней девушки. Она учится в обычной школе в обычном московском районе.
Главное, что следует отметить: люди 12+ не звонят по телефону. Ну, или почти не звонят – ведь у них есть бабушки, дедушки и родители, которым надо звонить, потому что по-другому иногда никак. Еще они не пишут SMS, ну, или почти не пишут. В основном двенадцатилетние пользуются приложениями-мессенджерами (чаще мне называли Viber или WhatsApp, реже Skype) или средствами для обмена сообщениями, которые предоставляют социальные сети («ВКонтакте» почему-то называли чаще, чем другие).
Вообще из своих наблюдений я сделал вывод, что телефоны бывают двух видов: разбитый iPhone и большой Samsung. Старшеклассники иногда козыряют кнопочными телефонами, играя на перемене в змейку – это считается очень круто. Вопрос, как в телефон попадают контакты, не является существенным, так как аппарат используется для общения с ограниченным количеством людей: родителями, членами семьи и т.д. Говорят, что нужные номера можно и «руками забить».
Есть еще одна тенденция: некоторые школьники пользуются компактными Android-планшетами с установленной SIM-картой, поддерживающими голосовую связь при необходимости. У многих есть дома компьютер, но им, как правило, не пользуются.
Флешки, компакт-диски и прочие физические носители информации для двенадцатилетних не существуют. Хотя дочь вспомнила, что один игроман-одноклассник что-то кому-то на диске приносил. Потом вспомнила, что как-то «учительница попросила задание на флешке принести». Для передачи и хранения файлов используются те же социальные сети или мессенджеры.
Наручные часы носит примерно половина одноклассников, но время смотрят на мобильных устройствах или спрашивают у друзей.
Люди 12+ не слушают музыку «альбомами». Непонятно, куда катится мир. Типичная коллекция выглядит как случайный набор треков, которые не обязаны быть объединенными по какому-либо признаку. Музыку тоже слушают в соцсетях, точнее, в одной очень конкретной российской соцсети :). Покупка в iTunes или подписка на стриминговые сервисы воспринимаются как «понты», во всяком случае пока.
И самое интересное: никакой электронной почты в мире людей 12+ не существует. Конечно, они с вами пообщаются и по электронной почте, но в виде исключения. Вообще уважение к формату и средству общения с собеседником всегда присутствует, что приятно было отметить. Но друг с другом общаться по электронной почте они точно не будут.
Таким образом, ситуация, как мне кажется, выглядит обнадеживающе для поставщиков онлайн-услуг, которые в обозримом будущем смогут «оседлать» предпочтения двенадцатилетних. А руководителям, создателям новых бизнесов да и всем остальным уже пора начинать задумываться, как и с помощью каких инструментов строить отношения с новой аудиторией.