О заказчике
«КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы» (ОАО «КОМСТАР – ОТС», LSE: CMST) – крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ.
В Группу компаний «КОМСТАР-ОТС» входят «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), лидер столичного рынка фиксированной связи, а также «КОМСТАР-Регионы», ведущий поставщик услуг кабельного ТВ и доступа в Интернет в регионах России. «КОМСТАР-ОТС» лидирует на рынке услуг широкополосного доступа в Интернет и интерактивного цифрового телевидения (IP-TV) Москвы.
Задачи
Услуга транзита и приземления трафика на местные телефонные сети – один из основных «генераторов» дохода любого оператора связи. Тем более, такой компании как «КОМСТАР-ОТС», которая не только предоставляет местную связь в Москве (как «Комстар-ОТС», так и МГТС), но также является и оператором международной связи. При этом услуги пропуска трафика являются излюбленной мишенью для мошенников, встречающихся как среди абонентов оператора, так и среди недобросовестных интерконнект-партнеров. И те, и другие активно используют свой доступ к сетевому оборудованию оператора для того, чтобы нелегально пропускать международный трафик в телефонную сеть общего пользования (ТфОП).
Дочерние компании и филиалы «КОМСТАР-ОТС» работают в крупнейших регионах в 6-ти Федеральных округах РФ (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском), в том числе в Московской, Рязанской областях, Санкт-Петербурге, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Ростовской, Тюменской областях (включая ХМАО и ЯНАО), Екатеринбурге и Свердловской области, Краснодарском крае и т.д. Кроме того, «КОМСТАР-ОТС» имеет телекоммуникационные активы в Армении и Украине.
Последствия данного вида фрода для оператора очевидны:
- уменьшение дохода: трафик, приходящий от местных интерконнект-партнеров, в 2-3 раза дешевле поступающего из международной сети легальным путем, а звонки абонентов вообще бесплатны;
- снижение качества связи: абоненты, «сливающие» МН-трафик, используют для этого оборудование, отнюдь не удовлетворяющее требованиям оператора к качеству;
- невозможность выполнения требований оперативно-розыскных мероприятий на сети (СОРМ), так как нелегальная терминация часто сопровождается подменой реального номера вызывающего абонента.
Для эффективной борьбы с нелегальной терминацией требуется ее оперативное выявление. «Работа» мошенников даже в течение 1-2 дней – это потери для оператора. Для пресечения таких ситуаций кроме, собственно, выявления, необходима еще и возможность собрать и предоставить доказательства фактов фрода для передачи в соответствующие службы (Роскомнадзор, ФСБ).
Решение
Единственное решение на данный момент, удовлетворяющее всем этим требованиям, – тестирование маршрутов терминации дальнего трафика. Тестовые звонки на сеть оператора связи совершаются из различных стран мира с мобильных, фиксированных, VoIP-сетей. Затем следует анализ протоколов состоявшихся соединений (CDR), который и позволяет оператору однозначно определить маршрут «попадания» в сеть каждого из тестовых вызовов. И если звонок попал в сеть ТфОП нелегальным путем – пришел от абонента самого оператора или от местного интерконнект-партнера, – то CDR этого вызова являются однозначным документальным подтверждением факта фрода.
Для того чтобы оперативно решить проблему нелегальной терминации трафика в своей сети, ОАО «КОМСТАР-ОТС» необходимо было срочно найти исполнителя, которому можно было поручить эту задачу. При выборе исполнителя «КОМСТАР-ОТС» руководствовался следующими основными критериями:
- широта охвата тестирования – чем с большего числа сетей совершаются тестовые звонки, тем больше шансов найти максимальное количество точек нелегальной терминации;
- сервис полного цикла – не просто звонки, но и последующий анализ данных и предоставление заказчику итогового отчета, содержащего информацию обо всех выявленных фактах фрода;
- технические возможности – большое количество звонков необходимо совершать в сжатые сроки, чтобы обеспечить своевременное обнаружение постоянно возникающих новых точек нелегальной терминации.
Возможность совершать тестовые звонки из более чем 70 стран и более чем 300 сетей связи; эксперты, большинство из которых являются «выходцами» из телекоммуникационных компаний и не понаслышке знакомы с различными видами фрода в этой сфере, – все это предопределило выбор заказчика в пользу компании «Инфосистемы Джет». Немаловажную роль в выборе сыграл также тот факт, что специалисты компании «Инфосистемы Джет» могут обеспечить любую необходимую интенсивность звонков – до десятков тысяч звонков в сутки.
Результат
На данный момент подписан долгосрочный контракт на регулярное тестирование, и уже получены первые плоды – за февраль-март 2010 года выявлено более 20 точек нелегальной терминации трафика в сетях «КОМСТАР-ОТС» и МГТС. Среди мошенников, или как их часто называют «фродстеров», как абоненты оператора (прежде всего, крупные организации, имеющие собственные офисные АТС, подключенные к сети МГТС или «КОМСТАР-ОТС»), так и присоединенные альтернативные операторы местной связи, действующие на территории Москвы. Прибыль, недополученная ОАО «КОМСТАР-ОТС» в случае продолжения деятельности мошенников, могла бы составить несколько десятков миллионов рублей.
«Мы считаем, что задача всех легально работающих операторов – бороться с такими правонарушителями. По нашим приблизительным подсчетам, объем «приземления» только международного трафика на московские номера в коде 495 и 499 можно оценить примерно в 60 млн. мин.
в месяц, при этом только четверть вызовов из этого объема до начала нашей работы проходила легально», – отметил Владимир Малявин, директор по междугородной и международной связи «КОМСТАР-ОТС».