«Материально надо воздействовать на распространителей SIM-карт и нужно урегулировать процесс распространения SIM-карт корпоративным клиентам. Ведь таким образом появляются SIM-карты, не зарегистрированные на рынке. Некий корпоративный клиент покупает большой объём SIM-карт, и потом они появляются на рынке. Вот этот сегмент взаимодействия между операторами связи и корпоративными клиентами внутри законодательства совершенно точно должен быть урегулирован».
На сегодняшний день Роскомнадзор занимается выявлением незаконных продавцов SIM-карт, но не может их задерживать или штрафовать, поскольку не имеет на это полномочий. По словам Александра Жарова, ведомство начнёт работать совместно с правоохранительными органами для ареста нелегальных распространителей SIM-карт.
Василий Сергацков, архитектор FM&RA-решений Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет», дает свою оценку ситуации и обрисовывает перспективы:
Ужесточение, а точнее, установление контроля за распространением SIM-карт через корпоративных клиентов на рынок физлиц необходимо в плане контроля «конечных» (реальных) пользователей SIM-карт. В данном случае речь идет о надзоре за так называемыми «колхозами», т.е. за корпоративными клиентами, которые приобретают сотни/тысячи и даже десятки тысяч SIM-карт, регистрируют их на свою компанию, но зачастую на различные лицевые счета (на каждый может быть зарегистрировано множество мобильных номеров). За счет большого количества подключений и внушительного объема выручки от таких клиентов им предоставляется масса бонусов: выгодные или даже закрытые тарифные корпоративные планы (не доступные при подключении физлиц), различные скидки на базовые и дополнительные услуги связи, вознаграждение в виде % от общей суммы расходов по всем номерам, зарегистрированным на компанию, возможность выбора «красивых» номеров со скидкой и т.д.
Понятное дело, что большая часть подобных номеров в дальнейшем перепродается/попадает к физлицам, в большинстве случаев данные реальных пользователей не переписываются или записываются с их слов. Даже если кто-либо начинает проверку подобных номеров (в частности, правоохранительные или регулирующие органы), корпоративный пользователь (компания) всегда может передать, к примеру, данные абонентов из стран СНГ.
Но это не просто вершина айсберга нелегального оборота SIM-карт – это самая его макушка. Более 70–80% всех подключений осуществляется физическими лицами без промежуточного звена в виде корпоративных клиентов. И здесь проблема регистрации абонентов дилерами (основную часть SIM-карт распространяют именно они, а не оператор) наиболее актуальна. Дилер может внести в договор или другой документ, заполняющийся при подключении, любые данные. Это могут быть данные реальных граждан РФ, которые, естественно, будут не в курсе происходящего, или вымышленные/несуществующие данные. Проверить достоверность этой информации практически невозможно. Сбор доказательной базы о точечных нелегальных закупках может привести к штрафу дилера на несколько тысяч/сотен тысяч рублей, но это, как говорится, «ни о чем». В итоге зачастую SIM-карты попадают в недобрые руки и могут быть использованы в противоправной деятельности (мошенничество, SMS-спам или более серьезные деяния). Найти преступника будет нереально, в «лучшем» случае найдут владельца паспортных данных, которые использовались без его ведома.
Чтобы решить проблему нелегального оборота SIM-карт (именно так это правильнее называть), необходимо не просто ужесточать контроль или штрафовать операторов связи, которые по факту не имеют и не могут иметь возможность осуществлять проверку данных, использованных при подключении. Необходимо проводить работу с конкретными компаниями, которые занимаются подобными подключениями, а точнее, с владельцами подозрительных «колхозов» и дилерами, или увеличивать штрафы в десятки и сотни раз, возможно, даже заменять штрафы реальным наказанием. Или предоставить инструменты контроля операторам связи для самостоятельной проверки новых подключений на предмет «левых» данных. В идеале же государству необходимо разработать соответствующий механизм контроля и законопроект совместно с телеком-операторами.