Где-то в 2010 году ИТ-сообщество стало активно обсуждать следующую ступеньку лестницы, ведущей к виртуальной среде, – технологию, позволяющую создавать виртуальную ИТ-инфраструктуру и разворачивать полноценные рабочие места на базе одного сервера, на котором работает множество виртуальных машин, – VDI (Virtual Desktop Infrastructure). Безусловно, как и при серверной виртуализации, присутствовали страх и недоверие к новому. Порой и сегодня компании стоят перед сложным выбором. С одной стороны, можно купить тысячу рабочих станций, тем самым обновив парк PC и решив проблему с жалобами своего персонала на зависание приложений из-за уже устаревших системных блоков. С другой – потратив больше денег, полноценно внедрить VDI, но при этом далеко не каждое ИТ-подразделение уверено, что в результате услышит слова благодарности и восхищения от пользователей: как от персонала, так и от топ-менеджмента.
Да-да, «потратив больше денег» – это не опечатка, как вы, наверно, подумали. Есть определенный эффект зомбирования от рекламного описания преимуществ VDI, все помнят строчки – «экономия денежных ресурсов», «VDI – это дешево», «это дешевле, чем содержать обычные рабочие места» и т.д. Да, в большинстве своем доля истины в таких заявлениях присутствует. Оценочные расчеты показывают, что затраты на содержание и администрирование виртуальных АРМ существенно меньше по сравнению с аналогичными расходами на физические рабочие места, особенно в условиях роста количества пользователей или увеличения текучки кадров. Но прежде чем получить реальную финансовую выгоду от данного подхода, нужно быть готовым инвестировать в проект: приобрести современный сервер, «шуструю» систему хранения данных (СХД) и, безусловно, позаботиться о каналах связи между ЦОД, где они будут располагаться, и пользовательскими устройствами.
Следует также отметить, что одним из шагов на пути к VDI является стандартизация образов рабочих мест. Абсолютно бессмысленно внедрять VDI, перемещая текущие рабочие места в виртуальную среду: такой «индивидуальный подход» к каждому сотруднику резко увеличивает трудозатраты на перенос АРМ и его дальнейшее администрирование. В результате преимущество, заключающееся в легкости управления VDI, канет в Лету. Правильный путь внедрения – решить на административном уровне, какие приложения и каким сотрудникам должны быть доступны, причем чем меньше вариантов, тем проще будет администратору рабочих мест.
В то же время многообразие VDI-решений, представленных на рынке, имеет не только положительные стороны. Компании необходимо выбрать оптимальное сочетание программных и аппаратных решений, которые будут удовлетворять именно её бизнес-задачам, учитывать её специфику. Здесь имеет смысл задействовать опыт уже прошедших через это компаний либо участвовавших во внедрениях интеграторов.
Как мы сказали ранее, с момента начала обсуждения темы VDI прошло всего лишь 3 года, тем не менее, основываясь на статистике наших проектов, мы можем констатировать, что многие компании если еще не развернули VDI в масштабе всей организации, то уже успели опробовать его либо на демо-стендах интеграторов, либо у себя на небольшой пилотной зоне. По сравнению с серверной виртуализацией, которая «раскачивалась» около 5 лет, этой технологии понадобилось почти в 2 раза меньше времени. Такая скорость проникновения в корпоративную жизнь объясняется не только общим ростом динамики развития ИТ, но и повышением зрелости рынка.