Как правильно организовать рабочий день на удаленной работе
ИТ-аутсорсинг ИТ-аутсорсинг

Как противостоять родственникам, которые отвлекают вас от работы? Почему нельзя поддаваться соблазну поспать подольше? Какие преимущества есть у работы из офиса?

Главная>ИТ-аутсорсинг>Зарисовка о самоизоляции в двух частях
ИТ-аутсорсинг Тема номера

Зарисовка о самоизоляции в двух частях

Дата публикации:
02.12.2020
Посетителей:
240
Просмотров:
204
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Роман Грибков Заместитель начальника отдела управления проектами Центра внедрения бизнес-систем компании «Инфосистемы Джет»

Как противостоять родственникам, которые отвлекают вас от работы

 

Почему нельзя поддаваться соблазну поспать подольше

 

Какие преимущества есть у работы из офиса

 

 

Мы часто говорим о глобальных проблемах, с которыми бизнес столкнулся во время вынужденного перехода на удаленку. Обсуждаем, как компании перестраивали ключевые процессы, какие инструменты для этого использовали и что планируют делать дальше.

 

Предлагаю перейти от общего к частному. Сегодня я поделюсь личным опытом адаптации к удаленной работе и расскажу о вполне себе бытовых (но от этого не менее серьезных) проблемах, которые возникли у нашей команды. А заодно подкину вам несколько интересных советов и обозначу свое видение плюсов и минусов удаленки.

Предисловие, оно же «вводные данные»

 

Чтобы статья была максимально информативной и полезной, сначала расскажу, как мы жили до высадки на удаленную работу и самоизоляции. 

Я руководитель группы третьей линии техподдержки. Фактически мы те самые разработчики тех самых программных продуктов, которые мы же и внедряем, заходя в проектную команду заказчика. После чего кто-то из нас остается нести вахту и оказывать партнерам поддержку.

 

В моей группе есть менеджеры, которые отвечают за сервис у конкретных заказчиков. У них есть ресурсы в виде разработчиков, аналитиков или администраторов нашего ППО. И конечно, я — как первая ступень эскалации (тут-то лично для меня и порылась собака).

 

Мы работаем по заявкам, у каждой один исполнитель. Если требуется иная квалификация или замена, все опять же происходит в рамках заявок. Процесс давно выстроен и работает, любой сбой падает на менеджера, который решает проблему сам либо эскалирует выше.

 

Почти вся наша команда изначально была удаленной: ресурсы разработчиков рассредоточены по нескольким регионам страны. Некоторое время мы работали и с заграничными специалистами. Так что наши проектные встречи проходили в Skype — тет-а-тет или командами, в зависимости от задачи. Общение по конкретным вопросам шло в групповом чате команды: Skype, Telegram или WhatsApp. Сами задачи мы разбирали из очереди системы учета заявок.

Часть первая, проблемная

 

Так что же произошло при переходе на полную удаленку и какие выводы я для себя сделал?

 

Перешли мы достаточно бодро, без каких-либо просадок по качеству. Были небольшие технические проблемы, привыкали к новому ПО для общения (например, SfB). Явно помог наш опыт распределенной работы и разного рода регулярных дежурств из дома по праздникам и выходным.

 

Проблема первая: воспитание

Казалось бы, все хорошо, но возникла первая проблема — воспитание родных на тему «теперь мы как бы дома, но на самом деле на работе, поэтому не стоит нас отвлекать». Например, просить по-быстрому раздеть ребенка после прогулки или принести из гаража мешок картошки.

 

Что здесь может помочь?

 

  • Внятное разъяснение взрослым: «вы мешаете, я не просто туплю в экран, а каждый раз, когда меня отвлекают, упускаю мысль и, по сути, начинаю работу заново». Это первое, что мы все сделали. Помогли жены, которые в итоге стали нашими секьюрити и бились в неравных боях с детьми, тещами и тестями. Но если вы сами жена и мама, вам явно было труднее, потому что именно вы последняя инстанция :). Разъяснения детям и старикам нужно проводить на постоянной основе, до выработки условного рефлекса слепоты на определенный участок комнаты, когда вы у рабочего стола.
  • По-настоящему эффективно работает только переезд в отдельное помещение, и чем дальше оно от домочадцев, тем лучше (в пределах разумного). После недели удаленки в двухкомнатной квартире, где были жена, двое детей (2 года и 5 лет) и теща, всем стало понятно, что долго не протянем. Семья уехала на дачу, я остался в квартире. Понятное дело, воспитывать родных уже не надо, никто не отвлекает и ты можешь работать круглосуточно (это проблема два, о ней ниже). Но жить вдалеке от семьи тоже плохой вариант, я все же не моряк дальнего плавания. Поэтому я переехал на дачу к родным и начал работать из бани, отдельного здания на участке. В итоге:

    • я никому не мешаю в течение дня и не занимаю жизненное пространство;
    • не нарушается обычный ритм жизни домочадцев;
    • у родных значительно меньше шансов отвлечь меня — до бани еще нужно дойти;
    • создалось ощущение работы в офисе: я каждое утро собирал рюкзак «на работу» и вечером шел обратно «домой»;
    • частично решилась проблема круглосуточной работы.

 

Проблема вторая: график 

Конечно, у менеджеров редко бывает нормированный рабочий день, но все же в привычных условиях мы вполне справляемся с нормализацией графика. Тут все пошло наперекосяк, и причин тому было несколько…

 

  • Ой, на фига вставать в 8 утра? Встану в 9:50, сразу начну работать (позавтракать, кажется, кто-то забыл). Ага, и еще минут 40 потом тупишь, пытаясь включиться, сам это понимаешь и оттягиваешь работу на попозже.
  • Наступает вечер. Ой, ну я сегодня поздно встал, долго обедал, да и кое-что надо доделать, время еще есть. Бац, а уже за 21 час перевалило.
  • Ты весь такой организованный (после осознания первых причин) получаешь в голову звонок от коллеги (еще не такого организованного) в 18:00. Подключаешься в конференцию с толпой людей (разной степени организованности), залипаешь на час-полтора, а потом еще часок-другой пишешь протокол.
  • Ты сам решаешь в 18:00 обсудить за 5 минут какой-то вопрос на троих-четверых. Собираешь участников в течение часа (вот и третья проблема), а потом внезапно оказывается, что дел там далеко не на 5 минут.
  • И т.д. и т.п. — вариаций на тему может быть много.

 

Что помогало мне?

 

  • Восстановление графика. Хочешь не хочешь, а подними себя, накорми и к 10:00 будь включен. Если живешь один, помогут только сила воли и понимание того, что привычный график — это хорошо. В нормальном ритме ты реально чувствуешь себя лучше.
  • Если живешь с семьей, соблюдать график будет проще — помогут родные. Дети обычно встают рано и очень хотят общаться с тобой после работы. В общем, график будет восстановлен под влиянием внешних факторов.
  • Ритуал похода «на работу» и «с работы». Я собирал рюкзак, целовал жену и детей и уходил в офис (баню). Дорога была длинной — целых 44 шага :). В офисе я был уже в 9:55–9:57. Уходил в промежутке от 18:30 до 19:30 (если совещание затягивалось), при необходимости дорабатывал поздно вечером из дома. Это нормально для менеджеров в пик нагрузки.
  • Воспитание коллег. Объясните всем, что хоть мы и на удаленке, но все равно работаем одной командой. Сбитый график одного вредит всем.

 

Проблема третья: специфика работы

Это даже не проблема, а разница в работе менеджера на удаленке и в офисе. Коммуникации удлинились: что занимало 20 минут в очной форме, дистанционно может тянуться часы. В офисе ты сделал объявление в комнате — и все всё услышали. Ну или одному, а потом другому сказал и т.д. Из дома для этого приходится организовать совещание (а ты еще попробуй у всех найти окно) или обзванивать каждого (ожидание ответа бывает долгим). Зато такая осложненная коммуникация отсеивает информационный мусор и позволяет сосредоточиться на задаче, от которой уже не отвлечет вошедший в комнату коллега. Весь этот текст я никогда не написал бы за один присест в офисе, такое возможно только дома. Кстати, в самом начале удаленки такая коммуникация создавала впечатление, что мы работаем эффективнее. Отсутствие отвлекающих факторов и ощущение усталости от переговоров как бы говорили, что ты хорошо потрудился. Но после возвращения в офис стало понятно, что многое там решается быстрее и с меньшими энергозатратами, а значит, сделать можно больше. Но это в части обмена информацией. Сосредоточиться над задачей в офисе гораздо сложнее, причем именно из-за твоей доступности — окружающие часто отвлекают параллельными рабочими вопросами.

Часть вторая, обнадеживающе-подытоживающая

 

Сейчас мы снова переходим на полноценную удаленку, но уже с гораздо лучшим понимаем того, что делать нужно, а чего не стоит. Например, для решения проблемы длинных коммуникаций я попробую ввести дополнительный быстрый созвон в конце дня. Назову его «пятиминуткой переопыления». Смысл в том, чтобы оперативно поделиться важной для команды информацией — так сказать, «крикнуть в комнате».

 

— Мне срочно нужен Иванов, у кого он в проекте? Дай на денек!

 

— Еще директор сказал, что все наши пойдут на онлайн-лекцию от ИБ-шников о «вреде курения левых ссылок», чтобы не попасться на фишинговую удочку.

 

Почему я не сделал этого раньше? У нас была утренняя пятиминутка, не хотелось перегружать команду дополнительными встречами. Но сейчас я понимаю, что без этого нам будет сложнее.

 

Остро стоит проблема воспитания стажеров. Вот уж кому на удаленке тяжелее всего. Мало того, что надо многое изучить и перенять, так еще и делать это приходится не рядом с наставником в необходимой для развития рабочей среде, а дома, где рабочий контекст полностью отсутствует. Мы планируем быстро включать ребят в проекты хотя бы в качестве слушателей. Пусть толку от них еще нет, но правильный контекст поможет нарастить знания и быстрее вникнуть в суть задач. И конечно же, стажерам нужно постоянное общение с наставником — будем регулярно проводить пятиминутки.

Само собой, список возможных проблем гораздо больше, и любую из них можно изучать бесконечно глубоко — хоть писать целые книги. Но моя цель была в том, чтобы поделиться своими собственными наблюдениями и опытом. Наверняка они есть у каждого.

 

Лично для себя я сделал вывод, что инструмент «удаленная работа» нужно применять по назначению. Для меня быстрый обмен информацией важнее, чем возможность сосредоточиться на пару часов, но и ее хочется иметь. Так что денек-другой удаленки в неделю для меня будет хорошим подспорьем.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Как COVID-19 вызвал рост рынка видео-конференц-связи в России в 3 раза

Home-офис vs стандартное рабочее место. Что выгоднее? Как COVID-19 заставил российские компании довериться облакам? Что мешает Zoom стать корпоративным стандартом?

Каршеринг - это диджитал-продукт

Зачем «Делимобиль» ввел рейтинговую систему водителей? Как ИТ-ДНК помогла каршерингу пережить сложности 2020 г.? Почему «Делимобиль» — ИТ-компания?

Если хотите стать цифровыми, перестаньте думать только о технологиях

Что делать, если пилоты взлетают, а бизнес при этом не становится цифровым? Как спроектировать правильные процессы в компании? Почему ИТ-специалисты в 2020 г. стали стоить еще дороже?

Круглый стол: будущее бизнеса и ИТ после коронавируса

Нужно ли сейчас внедрять цифровые места и кому это поручить? Что будет с бюджетами на ИТ? Как пандемия повлияла на промышленность?

Как менялся спрос на специалистов и зарплаты в IT в 2020 г.

Как менялось количество предложений для представителей ИТ в течение года? Какие именно профессии были востребованы? Какой была динамика уровня зарплат?

«Благодаря COVID-19 мы все стали опытнее. А те, кто не стал, уже закрылись». Как Yves Rocher Vostok переживает пандемию

Как кризис 2014–2015 гг. помог Yves Rocher Vostok подготовиться к пандемии? Почему в магазинах сети практически нет интернета? Зачем ритейлу становиться виртуальным?

«Конкуренция драйвит e-com-рынок»

Как один из крупнейших онлайн-ритейлеров решал вопрос резко возросшей нагрузки весной 2020 г.? Величина среднего чека в Утконос ОНЛАЙН и самые популярные категории в заказах в марте? Какие ИТ-проекты компания развернула во время пандемии?

Тенденции на рынке труда в период пандемии

На каких ИТ-специалистов упал спрос из-за коронакризиса? Что эффективнее: удаленная работа или офис? Как и каких специалистов искала компания «Инфосистемы Джет» во время пандемии?

Круглый стол «Цифровое рабочее место. Жить будем, но как?»

Как изменилось отношение бизнеса к дистанционной работе после пандемии? Какие бенефиты получили компании от перехода на удаленку? Как изменятся офисные пространства?

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня